Wedding-фотография: двигаться дальше... Часть II

Ася Гордеева

В прошлом номере мы начали рассматривать современные направления свадебной фотографии в контексте двух полюсов: постановочной съемки и фотожурналистики. В продолжение темы предлагаем подумать, по какому принципу фотограф может выбрать свой путь и как найти тот компромисс, где работа и творчество мирно сосуществуют, не мешая друг другу и не сбивая с толку своего автора.

Текст: Ася Гордеева. www.gordeeva.info

 

«Ты за Луну или за Солнце?..»

«Часто люди думают, что творческая жизнь основана на воображении. Более трудная для восприятия истина заключается в том, что творчество основано на реальности — особой, сконцентрированной, точно подмеченной или вымышленной.»

Джулия Кэмерон. «Путь Художника»

«Синдром обезьяны» — как разорваться между умными и красивыми, да так, чтобы не было мучительно больно, — вполне преодолеваем.

Если раздирают сомнения, чего же именно хочется (а нравится поначалу решительно все!), то выход напрашивается один: пробовать. У репортажного и постановочного стилей изначально разный посыл, принципиально разное устройство головы человека с фотоаппаратом (наверняка не обошлось без правых-левых полушарий):

Репортаж подразумевает «отлов» и выстраивание кадра на ходу, из уже имеющейся ситуации.

Постановка предполагает в первую очередь замысел в голове фотографа, а собственно кадр — это уже материализация его фантазий и внутренних картинок.

Поэтому лучший способ сориентироваться — это определить, к чему больше лежит душа: придумывать или наблюдать. И какая из реальностей ваша — точно подмеченная или вымышленная.

 

Wedding-фотография

Фото: Мария Петрова

Несмотря на то что съемки, бескомпромиссно настроенные на «голый» репортаж или абсолютную постановку, будут встречаться нечасто, в итоге выбранное направление будет базироваться на чем-то одном, что значительно облегчит жизнь при позиционировании себя в области свадебной фотографии.

Еще возможен и такой эксперимент над подсознанием: вспомните наиболее родную для себя форму литературного повествования — рассказы, сказки, дамские романы и так далее, вплоть до рекламных объявлений и светских новостей. Запишите его на бумажке и быстренько, особо не размышляя, набросайте рядом эпитеты или ассоциации, которые могут охарактеризовать этот жанр.

Какое это имеет отношение к выбору направления в фотографии? Ну вот, например, я с детства спокойно отношусь к сказкам с кучерявыми заглавными буквицами, слащавыми принцессами, кружевами и предсказуемым финалом. Применительно к съемке чрезмерная синтетическая романтика, статичные царские позы и пафосные, слишком театральные эффекты — не мое. Зато мне удаются сюжеты, слепленные на ходу из того, что было, — ага, вот она, любовь к рассказам и повестям!

Но при этом мне очень нравятся работы фотографов «не моего» стиля — те, в которых чувствуется продолжение творческой личности самого фотохудожника, для которого они не искусственно вымученные, а являются самым что ни на есть авторским языком. И я прекрасно отдаю себе отчет, что вряд ли смогу повторить даже самых любимых авторов с таким же осмысленным эффектом. Да, можно скопировать прием, позу, свет, но это будет только лишь просчитанная фотография — формальная, не пережитая и через себя не пропущенная…

Кстати, зачем вообще нужен фотограф на свадьбу? Ну правда, ради чего люди тратят на фотографа суммы с разным количеством нулей? Вероятно, они чего-то ждут… Некоего визуального рассказа о том, как это было. Ага, а что было?..

Как у фотографов есть свои аргументы в пользу выбора стиля, так и у заказчиков ожидания продиктованы разными резонами. Кто-то ждет от события искренности, радости и хочет запечатлеть это так, чтобы глядя на фотографии к этому состоянию возвращаться. Другие хотят «всем показать!» Например, такой «достойный» мотив, как заставить позеленеть от зависти подругу, может сподвигнуть девушку распотрошить будущий семейный бюджет на несколько лет вперед. Третьи просто скромно хотят, чтобы «не хуже чем у других», — чего-то роскошного, сами не знают чего, но так, чтобы «не очень дорого»…

Соответственно ожиданиям форма повествования тоже может быть разной: рассказ, фэнтези, сухой отчет, фельетон…

Для их воплощения в жизнь у фотограф может использовать готовые штампы, а может исходить из ситуации. Можно снимать «в лоб», а можно образами и впечатлениями, когда настроение создают детали. Можно усладить зрителя «фантазией на тему», а можно поржать над бородатым анекдотом.

Гармония (я имею в виду как внутреннее состояние фотографа от хорошо сделанной работы, так и в диалоге фотограф — заказчик) возникает в том случае, если каждый сделает выбор в пользу того, что ему лично больше подходит. А если бы всем нравилось одно и то же — только репортаж, или только постановка, — было бы катастрофически скучно! Тем более что многое в восприятии творчества зависит от общего уровня культуры конкретного зрителя, и в частности от его художественного опыта и «насмотренности»… Поэтому дискуссия о том, что правильней: репортажный подход или постановочный, в плане смысловой нагрузки может посоперничать с детским вопросом «кого ты больше любишь: папу или маму?» или «что лучше: „Никон” или „Кэнон”?»…

Невеста с девочкой

Фото: Ася ГОРДЕЕВА
Тот случай, когда картинка смотрится эффектно за счет узкого пучка света, который выхватывает из тени объекты съемки.

Кино в одном кадре

— Слушайте, ну какой же это будет союз — ни мужской, ни женский?..

— А он, видите ли, будет такой… смешанный…

Из фильма «Небесный тихоход»

 

Так вот, а что получится, если их перемешать? Взять интересно придуманную ситуацию от постановки, добавить динамики и эмоций из репортажа, хорошенечко потрясти и бережно передать в руки талантливому фотографу с хорошим вкусом… В итоге получится нечто третье, и очень интересное. Срежиссированный репортаж, о котором уже упоминалось, но вскользь…

Можно быть гением репортажной съемки, но, если посвятить это благороднейшее направление только свадьбам, можно частенько сидеть без работы. Свадебная журналистика в чистом виде — чтобы все как на духу, и фотограф вообще не вмешивается — у нас пока еще не очень востребована. Особенно если рассчитывать на какие-то приличные деньги, сопоставимые с гонорарами за аналогичную работу западных коллег или хотя бы с вознаграждением за наши «гламурные» сессии. Не последнюю роль тут играет уровень «моральной подготовки» заказчика: почему-то считается, что поймать момент ничего не стоит. Многие здорово сделанные кадры выглядят на первый взгляд так просто, что кажется: чего там делать-то? Одно слово «сфоткал» чего стоит!.. Понимающих людей (я не беру сейчас в расчет профессиональных фотокорреспондентов) не так уж много, а шквал зеркалок, обрушившийся в последние годы, окончательно сбивает с толку любителей смотреть на внешнюю сторону вопроса и клонировать «крутые фотки».

Почему репортажная, без прикрас, съемка свадьбы у нас не очень популярна? Да потому, что мало кто хочет «правды жизни»! «Ой, тут не прибрано, ой, я вот это прикрою… Асенька, ну что Вы в подъезде снимаете, тут грязь, мы же сейчас поедем во дворец — вот там и снимайте!», — начинают причитать мамы. Многие на полном серьезе синонимами понятий «хорошо — красиво» воспринимают «чисто — аккуратно — ремонт — богато — новыйдиван». У людей старшего поколения слишком долго не было доступа к этим радостям, и им по привычке хочется действительность приукрасить, «споказушничать»… «Великая сермяжная правда» не в фаворе, во всяком случае в такой образцово-показательный день. И тогда на помощь может прийти компромисс.

Направление, которое сложно отнести к чему-то конкретному и назвать журналистикой или постановкой в чистом виде, — это тщательно срежиссированное действо (можем называть его глянцевая журналистика, можем — Hollywood-style), от постановки взявшее выстроенность ситуации, а от репортажа — динамику и съемку в процессе происходящего. Хорошо поставленное действо по сути больше похожее на съемку кино, чем на документальный репортаж. Но при этом от картинок остается ощущение абсолютной достоверности, будто «так и было».

Фотограф вместе с парой заранее придумывает ситуацию — некую историю, продумывает детали, подбирает антураж и освещение. Заранее прикидывает планы (общий — средний — крупный), чтобы в результате это сложилось в складное повествование. Объясняет задачу, а дальше — «мотор!», и количество дублей уже зависит от мастерства фотографа и актерских способностей пары. Принципиальное отличие от «гламура» — эмоции и красивый «голливудский» свет, когда все сияюще-золотистое, а в настроении картинки чувствуется очевидное желание насладиться праздником самим, а не утереть нос какой-нибудь Машке…

Так снимаются хорошие love story, так сейчас работают многие замечательные мастера.

Когда я отравляюсь слишком большим количеством чужих wedding-фотосессий и уже перестаю понимать разницу между «хорошо» и «плохо», для меня лучшая таблетка «от свадебной аллергии» — работы московского фотографа Рустама Хаджибаева (http://rustal.livejournal.com).

Рустам — фотограф, подражать которому невозможно. Чувство юмора, широкий кругозор, любовь к хорошей операторской работе и режиссуре сразу выделяют его из толпы шикарных, но однотипных гламурных фотографов. Картинки его хороши независимо от того, где происходит действо, и сняты абсолютно по-разному (в зависимости от того, что требует ситуация). Их объединяет общая эмоциональная составляющая, для которой безразлично место: питерская коммуналка или шикарные «заграницы» с пальмами и яхтами. «Территория любви» называется его ЖЖ, и это не просто красивое название.

Даже из самой простой с виду ситуации (ну Москва, ну Красная площадь, пара приятная, но ничем на первый взгляд не выдающаяся) Рустам умудряется сделать нечто очень душевное и обаятельное… Вот это и есть самая надежная защита от слепого копирования и лишнее доказательство, что прием как таковой имеет смысл лишь в сочетании с содержанием и в контексте общей идеи. И если, влюбившись в съемку Хаджибаева «Питер по-балкански», решить, что дело тут только лишь в широченном угле, которым все снято, можно здорово сесть в лужу, пытаясь передрать чисто технический прием. Потому что главное здесь — талант фотографа, эмоции, настроение этих creative people и их полное доверие фотографу… А вот где таких берут, постараюсь рассказать в следующем номере, лично расспросив об этом Рустама.

 

Невеста

Фото: Елена ДУБРОВИНА

Контровый свет, попав прямо в объектив, вызвал засветку, которая в итоге дала такой дополнительный художественный эффект.

 Ваше Сиятельство!

Выпивают два фотографа.

- А у тебя жена красивая?

- Ну, это как свет поставишь!

Бородатый фотографический анекдот

Что делает картинку красивой? Бывают случаи, когда из начинающих фотографов первым ответом выскакивает: «Фотошоп!»… Боже мой! А как же тогда лет десять назад создавались приятные глазу фотографии без компьютерного вмешательства?

Попробуем разобраться. Наполнение картинки может быть смысловым (удачно пойманный эмоциональный или «политически» значимый момент) и эстетическим. Под эстетикой я понимаю чисто визуальные моменты: композицию и рисунок (пластический и световой).

Пластику, в том числе чистоту линий, глубину резкости или сознательное отсутствие таковой — в виде красиво размытого заднего плана, растягивание картинки в улыбку Чеширского Кота с помощью сверхширокого угла и прочие визуальные фокусы обеспечивают оптика и умение фотографа вовремя ей воспользоваться. Но вопрос объективов: чем отличаются дискретные от зумов, какими возможностями обладают и что в каких случаях уместно применительно к свадебной съемке — рассмотрим в следующем номере, а сейчас говорим про световую составляющую фотографии.

Красивый свет — вот «наше все» настоящего фотографа! Несмотря на агрессию цифровых технологий (я имею в виду не способ получения и фиксации изображений, а подмену некоторых основных понятий, которые лежат в основе изобретения фотографии), светопись пока не переименовали в «фотошопись», поэтому обработка — это самый последний этап, скорее дополнительный. На компьютере картинку можно довести до ума, скрыть отдельные мелкие дефекты и придать тональный колорит, но это уже относится к «чистовой отделке». Если говорить о каких-то принципиальных изменениях (вопросы коллажа и цифрового арта не рассматриваем), фотографию проще переснять, чем в корне менять заложенное в нее при съемке. Волшебный световой рисунок невозможно создать в графическом редакторе, равно как невозможно радостные эмоции прифотошопить на кислые напряженные лица.

Есть два способа добиться красивого света: поймать живой либо создать искусственный.

Из интересных решений, построенных на живом солнечном свете, особенно хороши:

  • контровый свет. В зависимости от задачи можно снимать передний план темным силуэтом на фоне проработанной деталировки заднего, или, наоборот, «вытянуть» лица на переднем плане, а фон увести в «пересвет». А еще можно, подсветив с противоположной солнцу стороны отражателем, сделать картинку насквозь пронизанной светом;
  • арочный свет. Это разновидность мягкого бестеневого освещения, оно возникает в определенный момент при выходе из темной арки или из-под моста и очень хорошо для создания портретов;
  • «луч света в темном царстве». Это, например, когда все идут по тенистой аллее, и вдруг сквозь листву — ОН!

Основные источники искусственного света, используемые фотографами, — это внешняя вспышка и видеосвет, не так давно получивший широкое распространение в фотокругах. Также для дополнительной подсветки хорошо использовать отражатели — специальные лайт-диски или любые имеющиеся под рукой поверхности (в пространстве, например, это могут быть стены).

Видеосвет, который, как понятно из названия, раньше использовали только операторы, у фотографов сейчас очень в чести. Он создает эффект кадра из какого-нибудь фильма с «взаправдашним киношным» светом и спасает в тех случаях, когда в смысле естественного освещения ловить нечего. Вспомните, как здорово при параллельной съемке с видеооператором (в темном зале на банкете или в сумеречном загсе) отключить вспышку и, подстроившись под свет от его камеры, использовать на всю катушку такой нежданный подарок судьбы!

Наличие собственного видеосвета связано с определенными ограничениями в плане мобильности: кто-то грамотный должен его держать, а также таскать запасной аккумулятор. Но результат получается очень эффектный, множество ситуаций можно таким образом спасти, превратив ничем не примечательную картинку если не в шедевр, то во вполне интересную с графической точки зрения.

Если говорить о самых оперативных способах придать картинке сияние и «голливудность», то отражатель (в профессиональной терминологии — лайт-диск) — лучший друг фотографа.

Лайт-диски бывают трех оттенков: теплый золотой, холодный серебряный (или белый) и нейтральный, когда золотые и серебряные полосочки уравновешивают друг друга. Это вопрос вкуса, но мне почему-то больше всего нравится желтенький. Поклонники точных значений цветовой температуры могут меня осудить, но я люблю, когда в картинке присутствуют источники света разных цветов. Это только вопрос вкуса и лишнее доказательство того, что не существует единственно верного решения. На мой взгляд, сочетание теплого и холодного света придает картинке дополнительный объем и живописность.

Действует отражатель по принципу солнечного зайца, с которым все с детства знакомы: просто улавливается световой поток и направляется в нужную сторону.

При съемке против солнца для подсветки теней вместо вспышки можно использовать отражатель. Но при фронтальной подсветке «в лоб» надо учитывать, что блик получается очень яркий (по сути, вы пускаете гигантского зайца человеку в глаза). Долго вытерпеть такое сложно, люди начинают морщиться, слезиться и капризничать. Расстояние, на котором человек с отражателем находится относительно объекта съемки, также влияет на интенсивность и «ядовитость» отраженного потока. Конечно, это все по большей части справедливо для тех случаев, когда есть что напрямую отражать, но даже в пасмурный день он способен дать тепленький блик и оживить картинку.

Единственный минус: фотограф не может снимать и держать отражатель одновременно. Поэтому, как и в случае с видеосветом, нужен ассистент. Это оговаривается с заказчиками заранее, и, если присутствие ассистента не умещается в смету, а стиль работы фотографа допускает мобильность, можно воспользоваться кем-нибудь из гостей. Всегда найдется человек, который с удовольствием поиграет в помощника фотографа. Самое занятное, что есть талантливые держатели отражателя, а есть абсолютно бездарные, хотя, казалось бы, дело это совершенно нехитрое. Но кто-то чувствует свет, а кто-то нет. К тому же фотограф и держатель лайт-диска видят картинку под разными углами, и взаимопонимание в этом вопросе необходимо.

На свадьбе

Фото: Эдуард ЩЕРБАКОВ

Мы никогда не узнаем, спровоцировал эту ситуацию фотограф или она сложилась сама собой — настолько всё выглядит эмоционально и естественно.

«Граждане, внедряйте культурку!..»

«То, что я делал неправильно,

возвращается ко мне обратно,

но не в качестве наказания,

а в качестве результата.»

Из фильма «Великая тайна воды»

Я абсолютно уверена: у каждой пары где-то есть «свой» фотограф, ребятам нужно только не полениться и хорошенько поискать, озаботившись этим как минимум за 4-5 месяцев. Если им наплевать как, лишь бы не очень дорого, или в фотографе видят только обслуживающий персонал («УплОчено! Пацанов в обнимку снять не забудь!»), результат последует соответствующий.

Когда запрос на съемку заказчик формулирует примерно как «Сделайте мне красиво!», предполагается что я, фотограф, знаю, как это — «красиво!». Вот тут важны идеологическое совпадение, общие эталоны красоты у заказчика и фотографа. (А то я сделаю, как мне красиво, а окажется, что требовались сердечки по всему кадру!)

 

Лирическое отступление

Из письма молодого фотографа Марины Г.: «Отношение жениха и невесты к фотографии было таким: „нам без разницы — как, главное — красиво, мы ничего не смыслим в ней”. Эта съемка мне настолько не понравилась, что я ее обработала на „дачном” мониторе…». 

Про «дачный» монитор я специально оставила, чтобы подчеркнуть драматизм ситуации: для максималиста, перфекциониста и владельца профессионального супермонитора обработать съемку на бюджетном «жидком» мониторе равносильно глубочайшей депрессии и потере веры в человечество.

Принцип «хочется чего-то роскошного, а чего — не знаю» обычно выливается в то, что фотограф принудительно внедряет свои представления о прекрасном. И если заказчики заранее не обеспокоились поиском «своего» фотографа, их могут ждать сюрпризы.

Поэтому, чтобы счастье было обоюдным, нужно стремиться к «братьям по разуму”. То есть если я по-прежнему люблю клубнику, а моей потенциальной рыбе упорно нравятся червяки, то нужно либо полюбить червяков, либо найти рыбу, которая клюет исключительно на клубнику. Перевоспитывать рыбу, как выясняется, практически бесполезно! Заказчики имеют полное право не хотеть облагораживаться за собственные деньги. Повлиять «в свою пользу» возможно только в случае, ежели человек к этому давно морально готов. Ну, или получает «окультуривание» в дар…

Если рассматривать свадебную фотографию как бизнес, а не как некое явление культуры, то применительно к заказчику это точно такой же товар, как и все, что продается-покупается. И если я хочу приобрести (за свои собственные деньги!) именно зеленый свитер, то попытки продавца всучить розовый вызовут протест и непонимание с моей стороны, несмотря на его искреннее желание открыть мне глаза на чудесные свойства ненавидимого мною цвета.

В общем, вопрос стыковки личного творчества и работы на заказ вобрал в себя самые противоречивые аспекты, и единого рецепта для его решения не существует. Когда я агитирую стремиться к такой гармонии: делать то, что любишь, и зарабатывать таким образом деньги, не надо в негодовании швырять в меня шишками. Это не так сложно, как кажется, и, если не придерживаться жизненной философии ослика Иа, нужная «степень просветления» со временем непременно будет достигнута. Другое дело, что есть ряд независящих от нас обстоятельств, которые сдвигаются с мертвой точки очень медленно…

Одна из возможных сложностей на пути к гармонии, возникающих исключительно из наших реалий, — это отсутствие культуры праздника. Что бросается в глаза на свадебных фотографиях «оттуда»? Такое впечатление, что все свадьбы шикарные, традиции красивые, а лица фотогеничные.

Наши возможности для достижения «европейских» результатов ограничены не финансово, нет — при наличии хорошего вкуса и фантазии из самой скромной по затратам свадьбы можно сделать прекрасный праздник. Расстраивает другое. При внушительном бюджете дорогая и, по идее, красивая свадьба может быть подпорчена элементарным отсутствием вкуса и добротного соответствующего образования: у визажиста, сопровождающей фирмы-организатора, в украшении кафе-ресторанов, разнобой и нестыковка в одежде гостей, включая свидетелей, и так далее.

Ну и сюда же, конечно, можно отнести сложившиеся стереотипы относительно времяпрепровождения: будто можно за два-три часа обскакать галопом все достопримечательности и создать при этом шедевры… Мне лично не встречалось удачной попытки совместить «гламур» с Медным Всадником. А то, что зовется традицией, иногда просто маскирует отсутствие культуры. Например, в Питере знаменитые гранитные шары на Стрелке Васильевского острова к вечеру превращаются в грязный и липкий от сладкого шампанского, заваленный до основания зелеными осколками монумент сами сформулируйте чему.

Конечно, у нас тоже есть роскошные свадьбы! К сожалению, пока чаще по форме. А по сути, пока культура праздника только начинает прививаться, слово «пьянка» многими почему-то воспринимается как синоним празднования.

У меня сохранился один агрессивный отзыв на статью трехгодичной давности, в которой я рассказывала про репортажный подход к съемке. С негодованием обманутого вкладчика «глас народа» вопиет: «Фотограф с такой позицией — это смерть всей прелести свадебной сказки! Она агитирует делать не свадебные фото, а какой-то документальный репортаж! Это ужас!

А где романтика этого дня?! Это же свадьба, а не хроника похода в загс!..». И дальше очень показательный пример того, как некоторые представители заказчиков воспринимают сложность работы фотографа: «Мне кажется, Ася очень хорошо устроилась: минимум энергозатрат на работу с молодыми, бегает вокруг и щелкает хроники пьянки… Получив подобный результат в свой свадебный альбом, я был бы очень недоволен фотографом!!! Если все так же начнут упрощать суть свадебной фотографии, то мы, потребители таких услуг (а я думаю, Ася все-таки просит за это деньги, а не работает за еду — это я бы еще понял), останемся в дураках!!!».

Смешно, конечно, но ведь «это говорит зритель, для которого мы работаем»! Свое видение «культуры свадьбы» человек сформулировал вполне определенно. И, похоже, всерьез полагает, что стараниями фотографа из его пьянки можно сделать праздник. А ведь он имеет полное право на самовыражение! Более того, он такой не один…

Ну да ладно, как говорил барон Мюнхгаузен голосом Янковского: «Ну не меняться же мне из-за каждого идиота!».

Кстати, вот мне интересно: «там», на условном Западе, гости дают советы фотографу, как лучше снимать, или это типично наша особенность?

 

Лирическое отступление:

Выражение «культурный шок» вспомнилось мне при виде одной из новинок прошлогоднего московского фотофорума… Гигантские «переливающиеся календарики» с невестами в березах поражают масштабами безвкусия (в прямом и переносном смысле: размер начинается от 30×45!) и количеством предложений. (Кстати в детстве я очень любила переливающиеся открытки. А еще фосфоресцирующие цвета и отвратительную сахарную вату.) Озираюсь в дебрях этой красоты и думаю: значит, это кому-нибудь нужно, правда?.. Судя по обилию предложений, на эту услугу возлагаются большие надежды.

 

Влюбленные вместе

Фото: Эдуард ЩЕРБАКОВ
При съемке этой фотографии использовался видеосвет — прекрасная альтернатива вспышке при необходимости дополнительной подсветки.

 

Озеро вдохновения

«Из окна его кабинета открывается чудесный вид на озеро, где Сибелиус любил черпать вдохновение…». Из путеводителя по Финляндии. 

Еще несколько лет назад свадебные фотографы делились на два основных типа:

  • «профи» (то есть только свадебная съемка);
  • «фотограф выходного дня» (свадебная фотография просто как способ подзаработать).

Причем весьма интриговало, где будет классно, а у кого напорешься на халтуру. Кстати «профи» до сих пор любят публиковать в Интернете длинные исследования на тему «почему вашу свадьбу можно доверить только профессионалу и ни в коем случае не…» — ну, и так далее. При этом фотографии, которые выложены в разделе «Портфолио», могут говорить совершенно об обратном.

Технический прогресс принес самые разные неожиданности. Появился третий тип — когда люди снимать практически не умеют вообще, но свадьбами уже зарабатывают! В «пленочные» времена это был бы анекдот, а сейчас — суровая правда. Часто ими оказываются обладатели дорогих камер и объективов, которые техническое качество снимка, сделанного камерой, ошибочно приписывают себе в творческие заслуги.

Конечно, это и грустно, и обидно! И здорово обесценивает работу фотографа в глазах людей с таким же э-э-э… назовем его своеобразным эстетическим подходом («Конечно хорошие фотографии, у тебя камера вон какая!»). Но много бубнить об этом смысла нет. Неконструктивно. Все течет, все меняется, и если когда-то профессионал действительно отличался от «простого смертного» наличием специальной техники и умением с ней обращаться, то теперь это различие упразднено стараниями фирм-производителей.

Обучение происходит намного быстрее, качество картинки можно оценить на ходу и тут же все перекроить, ежели надо. Наступает «момент истины»: если работы многоопытных профи оказываются неотличимы от фотографий зеленых новичков, становится понятно, кто выезжал только за счет аппаратуры. Но они не расстраиваются — ведь картинки-то стали еще резче!

Значит, нужно идти дальше и искать новые смыслы в знакомых понятиях. Творчество может быть ремеслом, а ремесло — творчеством.

За что можно любить свадебную фотографию, кроме возможности хорошо зарабатывать? За бездонные ресурсы, в которых хорошо черпать вдохновение, как Сибелиус из своего озера за окном кабинета: творческие силы, интересные идеи, красивые картинки, радость жизни! Выплескивать таким образом свою любовь к окружающему миру, переживая вместе с красивыми от счастья людьми состояние влюбленности, полета, творчества, созидания, громко провозглашая картинками: «Посмотрите, жизнь — прекрасная штука!».

После хорошей, «на подъеме» свадебной съемки позитивная энергия в разы перекрывает усталость от целого дня физически нелегкой работы. И если заниматься тем, что действительно любишь, тогда будут и вдохновение, и драйв, и смысл в жизни. В общем, все то, чего лишен подход по принципу «сейчас это очень модно», или «это так престижно», или «надо же что-то есть»…

Кстати, если говорить о престиже, то применительно к занятию фотографией он ныне под большим вопросом: сейчас такое количество людей с фотоаппаратами, что скоро будет более престижно быть НЕфотографом, чем таковым.

Ну, чтобы хоть чем-то выделяться…

Продолжение следует

 

В метро

Фото: Эдуард ЩЕРБАКОВ
На этой картинке очевидна ее постановочная природа и можно только порадоваться за фантазию фотографа и очень красивый прием с проезжающим поездом метро и замершей парой.

 

В зеркале

Фото: Эдуард ЩЕРБАКОВ
Прием с отражениями — пусть не новый, но при интересном использовании всегда уместный ход.

дети на свадьбе

Фото: Олеся ГУДКОВА

Невеста

Фото: Олеся ГУДКОВА

При съемке этой фотографии использовался видеосвет — прекрасная альтернатива вспышке при необходимости дополнительной подсветки.

Влюбленные

Фото: Эдуард ЩЕРБАКОВ

 

Жених и невеста

Фото: Эдуард ЩЕРБАКОВ

Жених и невеста

Фото: Максим НИКОЛАЕВ
Очень интересное композиционное решение. Графическое построение кадра — полностью заслуга фотографа и используется абсолютно сознательно, независимо от того, выстраивает он картинку искуственно или ловит на ходу.

Невеста

Фото: Ася ГОРДЕЕВА
Солнечный квадрат на полу и блик от золотистого отражателя на лице и плечах. Это сочетание выстраивалось не нарочно, просто удачно использована естественно сложившаяся ситуация.

Жених и невеста

Фото: Эдуард ЩЕРБАКОВ
Наполнение картинки очень сильно зависит от того, объектив с каким фокусным расстоянием использует фотограф. Как влияет выбор оптики на пространство в кадре, подробнее рассмотрим в следующем номере.

Просветим про свет: что же брать, чтобы не «перебрать»?

Просветим про свет: что же брать, чтобы не «перебрать»?

Техника съемки1 мес. назад
Понимая естественное стремление новичка в фотографии быстрее "взять быка за рога" (а перед...
Максимальная глубина. Съемка со стекингом или сдвигом фокуса

Максимальная глубина. Съемка со стекингом или сдвигом фокуса

Техника съемки1 год назад
Вы когда-нибудь попадали в ситуации, когда глубины резко изображаемого пространства (или просто ГРИП...
Perspective blending (vertorama): часть 1 - съемка и возможные проблемы

Perspective blending (vertorama): часть 1 - съемка и возможные проблемы

Техника съемки1 год назад
Техника верторам позволяет получить кадр с очень крупным передним планом при съемке на широкоугольни...
Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Панорамная съемка

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Панорамная съемка

Техника съемки1 год назад
Известно, что панорамная съемка применяется в том случае, когда угол обзора объектива недостаточен д...
Панорамная съёмка

Панорамная съёмка

Техника съемки2 года назад
Съёмка панорам — один из наиболее часто используемых в пейзажной фотографии приёмов. Если не ограни...
Уроки Розова: главное в кадре. Часть 1

Уроки Розова: главное в кадре. Часть 1

Техника съемки4 года назад
Композиционная грамотность таланта не заменяет. Ее можно сравнить с мастерством оратора, заставляюще...
Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка салюта

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка салюта

Техника съемки1 год назад
Если вы давно мечтаете пополнить свое портфолио яркими снимками салюта, то эта новая обучающая Магис...
Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 1 - как снимать, когда без «негра» птичка вылетает не туда?

Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 1 - как снимать, когда без «негра» птичка выл...

Техника съемки4 года назад
Вся фотографическая премудрость по Сахарову укладывается в несколько афористичных фраз и рассчитана,...
Откройте! Делимся секретами идеального боке

Откройте! Делимся секретами идеального боке

Техника съемки4 мес. назад
Этот совет посвящен съемкам на открытых диафрагмах. Хорошего боке может добиться не каждый фотограф!...
Применение фильтров нейтральной плотности в жанре уличной фотографии

Применение фильтров нейтральной плотности в жанре уличной фотографии

Техника съемки4 мес. назад
Чилийский фотограф Эдуардо Асенджо Матус использует фильтр нейтральной плотности для съёмки оживлённ...
Perspective blending (vertorama): часть 2 - сборка, пара способов

Perspective blending (vertorama): часть 2 - сборка, пара способов

Техника съемки1 год назад
Несколько способов как склеить снятую вертораму
Звезды в кадре. Учимся астрофотографии

Звезды в кадре. Учимся астрофотографии

Техника съемки2 года назад
Что может быть прекраснее звезд? Только их фотографии! Тема нашей новой Магистратуры Nikon — одна из...
Улучшаем композицию.Советы по использованию камеры EOS

Улучшаем композицию.Советы по использованию камеры EOS

Техника съемки1 год назад
Свобода творчества и выражения эмоций — одна из прекрасных сторон фотографии. Поэтому советы по прим...
Композиция — несущий каркас фотографии

Композиция — несущий каркас фотографии

Техника съемки6 лет назад
Лавинообразная популярность фотографии и интенсивный круговорот фотографической информации на наших ...
МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка уличного портрета.

МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка уличного портрета.

Техника съемки3 года назад
Хотите снять лучший уличный портрет в вашей жизни? Тогда новая обучающая Магистратура Nikon специаль...
Wedding-фотография: двигаться дальше... Часть II
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить