Уроки Розова: смотреть и видеть. Часть 1

Если банальности житейской мудрости — нормы поведения, то для творческого процесса — финишная черта, за которой смерть. Узнаваемость образа, его банальность — важная составляющая успеха снимка. Но небанальность фотографического решения — еще важнее. 

Вот, например, все знают, что курить вредно. Это банальность. Но, чтобы ее осознание заставило человека отказаться от пагубной привычки, надо, чтобы прозвенел звоночек. Вот когда судьба шмякнет сапиенса по умной голове и зазвенит в ней громко, до боли в перепонках, вот тогда осознание банальности становится побудительным мотивом к действиям.

Не подумайте только, что я решил пофилософствовать. На самом деле я пишу о фотографии, а вовсе не о курении. Всем же интересно, как научиться видеть хорошую картинку? Потому что смотреть умеют все.

Когда-то давно я рисовал в записной книжечке композиционные схемы будущих репортажных кадров. Не беда, что эти схемы редко становились реальными фотографиями. Зато когда спустя некоторое время жизнь подбрасывала что-то похожее, я реагировал мгновенно, не тратя время на обдумывание находки, — просто жал на спуск, не осознавая, что использовал заготовку.

Текст и фото: Георгий Розов.

Фото 1. Тени от столиков ресторана нашего отеля. Я снял их часа в четыре пополудни.

При этом нажимая на спуск уже знал, что придется сделать с этим вполне банальным файлом для того, чтобы зрители увидели то же, что и я.

Камера Olympus E-M5

Объектив Zuiko 75–300/4,5–6,7

Диафрагма f/5,9

Выдержка 1/1600 с

Чувствительность 200 ISO

Фокусное расстояние 172 мм пленочного стандарта.

Фото 2. Псы-рыцари

Чудское озеро, вороний камень, Ледовое побоище… и музыка Сергея Прокофьева вспомнились мне в момент спуска затвора. По дороге на пляж я мурлыкал: «Вставайте, люди русские!».Потом я проверил, так ли воспринимается моя картинка. Попал ли я в цель? В Сеть выложил картинку без названия, но мне тут же написали про рыцарей.Узнаваемость образа, его банальность — важная составляющая успеха снимка. Но небанальность фотографического решения — еще важнее. В данном случае пришлось повернуть картинку на 90 градусов, слегка кадрировать слева, чтобы убрать тень от заборчика, обесцветить файл, притемнив столешницы. Потом поднять контраст в середине. Плитку высветлить, а тени кресел притемнить.Банальности потому и банальности, что они очевидны и не могут быть неправильными. Но если быть осторожным в выражениях, то нужно оговориться: в большинстве случаев.

Рисование схем учит думать сериями, историями, а не одним кадром.

Есть еще один метод тренировки умения видеть: снимать без фотоаппарата. Просто глазами. Представьте, что глаза — объектив камеры, а веки — шторки. В те времена, когда пленка была дорога, аппаратура тяжела, таскать ее с собой просто так считалось самоубийственным для позвоночника, приходилось снимать глазами. При этом я так увлекался процессом, что потом долго в ночных кошмарах мне являлись не снятые на пленку кадры. Иногда я впадал в задумчивость, решая, как одолеть технические препятствия, которые могли бы помешать реализации какой-то идеи, подсмотренной у жизни. Так накапливается опыт — неоценимое богатство фотографа. Его никогда не бывает много, и потому обучение ремеслу не должно останавливаться. Если бы я заметил за собой, что в моих снимках мне все нравится и я не хочу ничего менять, это был бы звоночек судьбы, сигнал о том, что я способен снимать только банальности.

И если банальности житейской мудрости — нормы поведения, то для творческого процесса — финишная черта, за которой смерть.

Если вы дочитали до этого места, можете вздохнуть с облегчением. Далее я намереваюсь уйти от обобщений и теоретизирований — только примеры из практики. Например, вот две картинки. Первая — то, что увидел глаз фотокамеры, вторая — то, что прозрел сам фотограф (фото 1 и 2).

Еще один трюизм: учите матчасть! Что может быть банальнее совета читать инструкцию фотоаппарата с карандашиком в руках? Но на деле мало кто из фотографов ее одолел, и уже по одной только этой причине такие фотографы снимают наудачу. В момент съемки они не видят будущего снимка, не способны использовать подарки судьбы себе на пользу, потому что не знают полезных свойств камеры.

Эту серию я «наотдыхал» в турецком местечке Кушадасы. Спасаясь от пляжной скуки, я снимал даже сидя на одном и том же лежаке. Менялись объективы, фильтры, экспонометрические установки, скорость затвора, диафрагма. Я то снимал с рук, то ставил камеру на штатив. Только две вещи оставались неизменными: в любом кадре серии есть беседки и флагшток, которые весь отпуск маячили перед глазами. Сначала я снимал беседки, потому что они напомнили мне формой луковки храмов.

Потом стал охотиться за людьми, которые приходили на мол соседнего отеля, вставали возле беседок и фотографировали берег Греции, который являлся из воздушной дымки то на закате, то на рассвете. Потом я вдруг осознал, что могу сделать серию красивых и очень разных картинок — и пейзажных, и жанровых. С этого момента без фотоаппарата и штатива я уже на пляж не приходил (фото 3–10).

Фото 3. Восход луны на рассвете.

Именно в этот момент я понял, что объект достоин пристального внимания и фотографического освоения. Я почти ничего не делал с этим файлом дома. Просто во время конвертации слегка кадрировал, поиграл с кривыми, уплотнив тона средней яркости, чтобы краски стали чуть сочнее. Зато при съемке я применил маленькую хитрость. Ради сохранения максимального качества файла не стал повышать чувствительность, а поставил камеру на штатив и зажал диафрагму так, чтобы, удлинив выдержку, размазать отражение луны в воде. Виброкомпенсацию, конечно же, отключил. Я знал, что резкие блики сделают воду неживой, похожей на зеркало.

Камера Olympus E-M5

Объектив Zuiko 12–40/2,8

Диафрагма f/8

Выдержка 1/20 с

Чувствительность 200 ISO

Фокусное расстояние 36 мм пленочного стандарта

Фото 4. Вечерний променад с видом на греческий берег.

Фокусное расстояние 600 мм пленочного стандартаОбъектив 75–300 мм в сочетании с кропнутой пополам матрицей моих «Олимпусов» превращается в поразительный инструмент для сплющивания пространства. Его угол зрения на дальнем конце меньше двух градусов. На полном формате такими свойствами обладают объективы с фокусным расстоянием 600 мм. Они очень тяжелые, очень дорогие, не слишком резкие, но главное: снимать такой оптикой с рук — задача нетривиальная. Не каждый профессиональный репортер сможет получать картинки с гарантированной резкостью, снимая такой оптикой без штатива.

Но и штатив в данном случае потребует осторожного обращения. Топтаться, например, возле него в момент съемки не стоит — можно легко получить микрошевеленку от сотрясения земли-матушки. Это известно каждому опытному фотографу. Вот почему пейзажи с таким сжатием переднего и заднего планов встречались прежде относительно редко. Такой оптикой обычно снимают птичек, спорт и официальные церемонии.

С появлением стабилизированных матриц на кропнутых камерах мы получили возможность снимать сверхтелевиками с рук, без штатива. «Олимпус», например, прибавляет четыре стопа только за счет стаба матрицы. В данном случае это означает, что, не будь у меня именно «Олимпуса», мне бы пришлось снимать со штатива. А реальная скорость работы затвора была короче 1/7000 с. Оперативность съемки выросла в разы. Ловить решающие моменты стало проще.

Однако это еще не все секреты из копилки фотографического опыта, примененные для получения именно такой картинки, похожей на гостиничный постер. Еще глядя в видоискатель заметил, что при сужении угла зрения объектива краски на мониторе «Олимпуса» словно гаснут, картинка становится монохромной. Оно и понятно: закат, солнце лупит в объектив и рассеивает свет. Небосвод ближе к светилу ярко-оранжевый, но в стороне бледнеет. Я воспроизвел этот эффект при конвертации RAW-файла, слегка обесцветив красный и оранжевые цвета. Охра мне показалась более органичной.

Камера Olympus E-M5

Объектив Zuiko 75–300/4,5–6,7

Диафрагма f/10

Выдержка 1/800 с

Чувствительность 200 ISO

Фото 5. Закат.

150 мм пленочного стандартаВот так на самом деле выглядел закат в то же самое время, когда я снимал фото 4. Тут хорошо видно ту часть кадра возле левой беседки, куда пришла дама в шляпке. Цвет фона в этом месте уже близок к пастельке, которой я добивался.

Снимая этот момент закатного представления, я стремился подчеркнуть осязаемость атмосферы. Облако поглощает свет солнца и образует тень, украшающую однородную плоскость небосвода. Молекулы влаги в воздухе «лопают» синие лучи солнечного спектра, и потому освещенное солнцем небо горит пожаром. Но стоит только спрятать те же молекулы от прямого света светила, как пожар гаснет.

Камера Olympus E-M5

Объектив Zuiko 75–300/4,5–6,7

Диафрагма f/6,3

Выдержка 1/2500 с

Чувствительность 200 ISO

Фокусное расстояние

Фото 6. Дневная ночь. Турция. Кушадасы.

Фокусное расстояние 150 мм пленочного стандартаДревний фокус, известный со времен черной фотографии. Когда надо было превратить день в ночь, надевали на объектив красный или оранжевый фильтр и минусовали экспозицию на полтора стопа. Сейчас я просто использую движки конвертера. Сместил цветовую температуру в сторону синих оттенков, а уже потом отрегулировал яркость и контрастность.

Должен напомнить: снимал все тот же красный закат, что и на фото 4 и 5. Однако уже на месте съемки я знал, что красный закат и синяя ночь зашиты в единички-нолики одного и того же RAW-файла. И добыть их оттуда совсем не сложно. Достаточно знать, что они там есть.

Камера Olympus E-M5

Объектив Zuiko 75–300/4,5–6,7

Диафрагма f/10

Выдержка 1/3200 с

Чувствительность 200 ISO

 

 Фото 7. Шторм 1.

Фокусное расстояние 22 мм пленочного стандартаОднажды вдруг потянул с моря свежий ветер, нагнал волны, которые методично лупили в бетонную стенку нашего рукотворного пляжа всего в трех метрах от моей лежки. Вода фантастическими фонтанами взбрыкивала передо мной, заслоняя на миг и флагшток, и беседки. Я попытался подстроиться к ритму шума приближающегося наката, чтобы уверенно снимать самые высокие всплески, но из этого ничего не вышло. Шумы и высота фонтанчиков никак не взаимосвязаны. Пришлось включить режим серийной съемки и снимать наугад.

Еще одна техническая проблема, с которой сталкиваются все фотографы в такой ситуации, — брызги соленой морской воды. Мало того, что просветление дорогой оптики таких приключений не любит, но главное, что любая капля на передней линзе плодит непредсказуемых зайцев. Изображение может быть искорежено мгновенно и неисправимо. При этом надо знать, что на экранчике монитора брак не всегда заметен. И еще одна засада, с которой без специальной подготовки не справиться: солнце беззастенчиво светит в глаз камеры с наглостью любопытного дикаря. Экспозиция зашкаливает за пределы возможностей затвора. Меня могла бы спасти чувствительность 16 ISO или 25 ISO. Но «Олимпусы» таким еще не обучены.

Пришлось достать из рюкзака два нейтральных фильтра 32Х и 16Х. Они питаются светом, не меняя цвета. Я всегда ношу их с собой как раз для таких случаев, когда света слишком много. Я навернул на объектив сначала только один фильтр 16Х. Это стеклышко снижает поток света в 32 раза. Но и при такой заслонке скорость затвора позволяла только морозить воду. Впрочем, именно это я поначалу и хотел делать. Глазами за такими шустрыми процессами не уследить. Рассмотреть красоту водяной завесы можно только остановив движение на сверхкоротких выдержках.

Камера Olympus E-M5

Объектив Zuiko 12–40/2,8

Диафрагма f/11

Выдержка 1/1250 с

Чувствительность 200 ISO

 Фото 8. Шторм 2.

19 мм пленочного стандартаНасладившись и намучившись с длинными сериями на коротких выдержках и отловив наконец несколько красивых «занавесочек», я решил резко сменить тактику. Теперь мне захотелось получить файлы с размазанной водой в одном кадре с солнцем. Пришлось привернуть к объективу второй нейтральный фильтр — почти черный и непрозрачный 32Х.

Бутерброд из двух фильтров ND уменьшал поток света в 92 раза. Это позволило снимать тот же скоротечный процесс с выдержкой 1/10 с. Камера по-прежнему стояла на штативе, и снимал я сериями. Обратите внимание: солнце слегка опустилось.

Камера Olympus E-M5

Объектив Zuiko 12–40/2,8

Диафрагма f/11

Выдержка 1/10 с

Чувствительность 200 ISO

Фокусное расстояние

 Фото 9. Шторм 3.

Почти те же условия съемки, но визуально другой рисунок. Я этого не предвидел и потому порадовался случайности. Всплеск был направлен вверх, под более острым углом, близким к 45 градусам. Капли воды в момент экспозиции двигались не по прямой, как на фото 8, а по дуге. Это сделало картинку более драматичной и живописной. А солнце, между тем, опустилось еще ниже.

Камера Olympus E-M5

Объектив Zuiko 12–40/2,8

Диафрагма f/11

Выдержка 1/10 с

Чувствительность 200 ISO

Фокусное расстояние

19 мм пленочного стандарта

 Фото 10. Шторм 4.

Последний кадр серии «Шторм» сделан уже после заката. Я ждал появления яркой закатной полоски, чтобы на ее фоне поснимать летающую воду. ND-фильтры пришлось демонтировать, потому что света теперь не хватало для того, чтобы получить достаточно резкие волны. Пришлось повысить чувствительность. А вот диафрагмой я жертвовать не стал, потому что изменил фокусное расстояние объектива. Глубина резкости стала меньше. Пришлось зафиксировать резкость на линии горизонта и положиться на возможности оптики.

Объектив меня не подвел: размазанная на передке вода вела себя предсказуемо. Она оставляла темные, почти карандашные мазки на фоне светлого неба. Эти выплески не похожи на те, что были сняты при контровом свете солнца, но тоже по-своему красивы.

Камера Olympus E-M5

Объектив Zuiko 12–40/2,8

Диафрагма f/14

Выдержка 1/25 с

Чувствительность 320 ISO

Фокусное расстояние

46 мм пленочного стандарта

 

Читайте далее - Уроки Розова: смотреть и видеть. Часть 2...

 

 

 

 

Уроки Розова: макароны на фотокухне Максима Полубояринова

Уроки Розова: макароны на фотокухне Максима Полубояринова

Техника съемки4 года назад
Студия Максима Полубояринова расположилась, понятное дело, в полуподвале. Даже в названии хозяин обы...
Максимальная глубина. Съемка со стекингом или сдвигом фокуса

Максимальная глубина. Съемка со стекингом или сдвигом фокуса

Техника съемки2 мес. назад
Вы когда-нибудь попадали в ситуации, когда глубины резко изображаемого пространства (или просто ГРИП...
Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Панорамная съемка

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Панорамная съемка

Техника съемки1 мес. назад
Известно, что панорамная съемка применяется в том случае, когда угол обзора объектива недостаточен д...
Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 2  - как снять собаку, пока она не убежала?

Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 2 - как снять собаку, пока она не убежала?

Техника съемки4 года назад
Процесс обучения на мастер-классе Игоря Сахарова иногда превращался в коммерческую съемку прямо на г...
Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 1 - как снимать, когда без «негра» птичка вылетает не туда?

Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 1 - как снимать, когда без «негра» птичка выл...

Техника съемки4 года назад
Вся фотографическая премудрость по Сахарову укладывается в несколько афористичных фраз и рассчитана,...
Правильный штатив (головка) для съемки панорам / пейзажей

Правильный штатив (головка) для съемки панорам / пейзажей

Техника съемки1 год назад
Небольшое видео, о кастомной панорамной головке, которую я собрал из разных частей за 8 лет занятия ...
Дальние планы. Съемка пейзажа на телеобъектив

Дальние планы. Съемка пейзажа на телеобъектив

Техника съемки2 года назад
Мы привыкли считать, что красивый пейзаж можно и нужно снимать на широкоугольный объектив. 14 мм - о...
Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка салюта

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка салюта

Техника съемки3 мес. назад
Если вы давно мечтаете пополнить свое портфолио яркими снимками салюта, то эта новая обучающая Магис...
Крутится-вертится над головой! Как снимать звездные треки...

Крутится-вертится над головой! Как снимать звездные треки...

Техника съемки6 дн. назад
Моя работа со звездными треками вызвала много интересных вопросов. Поэтому здесь кратко дам нескольк...
Обработка пейзажа с помощью яркостных масок

Обработка пейзажа с помощью яркостных масок

Техника съемки2 мес. назад
В предыдущем материале мы разобрали, как подготовиться и снять красивый ночной пейзаж, а сейчас мы н...
Крупноформатная макросъёмка: фантастический эксперимент с фотографией на мокрых  пластинах.

Крупноформатная макросъёмка: фантастический эксперимент с фотографией на мокрых ...

Техника съемки1 мес. назад
Австрийский фотограф Маркус Хофстаэттер решил найти способ съемки макроснимков на мокрой пластине бо...
Когда и целого солнца мало...

Когда и целого солнца мало...

Техника съемки1 год назад
Путешествия ставят перед фотографом самые разные задачи. И самая главная из них: хорошо и интересно ...
Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 3

Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 3

Техника съемки4 года назад
Настало время поговорить о том, какая техника необходима для пейзажной съемки? Начнем, пожалуй, с фо...
Управление экспозицией

Управление экспозицией

Техника съемки2 года назад
Экспозиция — это значение количества света, которое попадает на датчик изображения камеры и определя...
В зоне холода. Как фотографировать зимой?

В зоне холода. Как фотографировать зимой?

Техника съемки2 мес. назад
Каждое время года требует от фотографа разных навыков и разного подхода к съемке. И самой требовател...
Уроки Розова: смотреть и видеть. Часть 1
Георгий Розов

Комментарии

Отправить