Темное снимаем — светлое в уме. Или как сохранить детализацию в светах

Если рассматривать кадры хороших кинофильмов и потом сравнивать их с фотографиями, то становится заметна одна закономерность. В кино старательно сохраняют детали в самых ярких участках изображения, не допуская отсутствия информации и вылетов по экспозиции, и в меньшей степени ориентируются на темные теневые участки, позволяя оставаться им темными, с минимальным количеством тонов и фактур.Это соответствует особенностям человеческого зрения. В наибольшей степени мы воспринимаем информацию именно в светлых и средних по яркости областях и в меньшей степени обращаем внимание на теневые участки.

Автор: Сергей Гаврилов

01

Самые яркие участки кадра находятся в области занавесок на окне. Здесь хорошо сохранилась информация, при этом окна с занавесками остаются визуально яркими, способствуя созданию реалистичного и одновременно живописного изображения.

Камера Sony A7S II, объектив SEL2470GM, ISO 800, f/4.5, 1/25 c, f=39 мм. 

В фотографии тенденция часто совсем другая. Картинки получаются яркими, светлыми, часто с неестественно высветленными тенями и почти всегда с пересветом в самых светлых участках кадра. В результате этого, например, пейзаж за окном будет просто белым полем с отсутствием какой-либо информации; облака на синем небе - пересвеченными и без тональных отличий. Участки около источников света также превратятся в белое поле без фактуры и часто с четкой границей между участками, где еще сохраняется информация по тону, и тени, где она отсутствует полностью.

Такие кадры перестают удовлетворять как мыслящих зрителей, так и самих авторовизображений, которые понимают, что качество тонального воспроизведения нельзя отдавать полностью на откуп алгоритмов работы камеры и вкусу инженеров, их создающих.

Сложности при съемке на пленку остались в прошлом

Понимание того, как взаимодействуют настройки экспозиции со светом в кадре, является не только базой технического качества будущего снимка, но и творческой основой тонального решения изображения в целом.

В стародавние аналоговые времена, когда еще не были распространены экспонометры, фотограф должен был обладать почти сакральными знаниями по выбору выдержки и диафрагмы, в зависимости от условий освещения. Фотографы знали, что если в камере пленка чувствительностью ГОСТ 65, то днем на ярком солнышке выдержку нужно установить 1/250 с, а диафрагму прикрыть до f/8. Если набежали облака, то выдержку следует удлинить до 1/60 с. Если не было опыта, то в помещении вообще старались не снимать! Слишком там было темно и освещенность была непредсказуема.

Впрочем, у окошка в пасмурную погоду открывали диафрагму пошире, выдержку делали подлиннее и молились, чтобы на проявленном негативе плотность была подходящей. Не слишком плотной — черной, но и не слишком слабой, когда объект съемки не оставляет почти никаких следов. 

Работа с плотным негативом

В случае плотного негатива оставался шанс просветить в увеличителе его мощной лампой, удлиняя выдержку при печати. Конечно, качество сильно страдало, но картинка, хоть и плохонькая, могла получиться.

Поэтому фотографы-любители предпочитали переэкспонировать и перепроявить пленку, с которой хоть что-то выходило, чем остаться совсем без ничего, пытаясь получить правильный негатив.

Вообще, надо сказать, что негативная пленка хорошо передавала информацию именно в ярких участках кадра, таким образом. не слишком боялась переэкспонирования самых ярких и светлых участков изображения. С тенями и просто с самыми неяркими участками было хуже, там информация пропадала очень легко, оставляя такие участки без фактуры и информации.

02

Темные тона в этом кадре занимают относительно большую площадь, что вполне могло привести к переэкспонированию. В результате изображение могло бы стать неоправданно светлым, и вечерний сюжет превратился бы в дневной. При замере с сохранением деталей в светах тени стали по-настоящему темными, в результате сюжет оказался передан реалистично. 

Камера Sony A7S II, объектив SEL2470GM, ISO 800, f/4, 1/100 c, f=25 мм.

Экспонирование по теням в пленочную эпоху

С появлением специальных приборов для замера экспозиции фотографы и многие кинооператоры предпочитали замерять экспонометрами именно тени в кадре, сохраняя там тональные градации, надеясь, что в светах уж точно проблем не будет.

Такой подход экспонирования по теням был основным для аналоговой негативно-позитивной фотографии. Позже, когда встроенные в фотоаппараты экспонометры получили мультисегментный замер, при котором весь кадр стал делиться на множество сегментов-зон, и яркость стала замеряться в каждой точке-зоне по отдельности, яркости по зонам сравнивались с базой данных, заложенной в память камеры японскими инженерами, и экспозиция корректировалась в соответствии со вкусами и предпочтениями широкой публики.

Обычно при таком замере экспозиции приоритет отдавался именно теневым участкам. «Лишь бы не потерять информацию в темных участках» - так могли рассуждать инженеры, проектирующие любительские камеры, в которых использовалась обычная цветная негативная пленка с приличной фотографической широтой и способностью сохранять градацию в светах.

Более того, часто можно было найти рекомендации намеренно занижать чувствительность негативной пленки, устанавливая значение светочувствительности на ступень ниже. Например, пленка ISO 400 экспонировалась как в два раза менее чувствительная с установкой в экспонометре камеры значения ISO 200.

Такая рекомендация давала более яркое и насыщенное по цвету изображение. Броский и даже кричащий цвет нравился. Да и сейчас он, к слову, нравится большинству непритязательных зрителей.

 С обращаемой пленкой все наоборот

В случае с обращаемой, так называемой слайдовой пленкой стратегия в экспонировании была обратной. Ее старались не переэкспонировать, чтобы сохранить светлые участки, и замеряли яркость именно самых ярких, сюжетно важных участков. (Но обращаемые пленки — это отдельная и непростая история, о которой стоит поговорить в другом материале.)

Идеология пленочной экспонометрии в цифровых камерах. Плюсы и минусы

Во время цифровой революции в фотографии, случившейся как раз при переходе в XXI век, в качестве основы для новой цифровой техники выступили обычные пленочные зеркалки. Такое решение, конечно, снизило затраты на разработку, но и внесло в фототехнику явно консервативный акцент на долгое время.

Одним из технических решений, перешедших из аналоговых пленочных времен, стала экспонометрия, причем даже не столько ее техническая часть, сколько ориентация на получение яркой, светлой, по сути, переэкспонированной картинки.

Вполне понятно, когда производители фотокамер ориентировались на ту часть потребителей, которая хотела получать фотографию в формате JPEG, соответствующую их ожиданиям и не требующую никакой дальнейшей обработки. Однако, к сожалению, явно переэкспонированные света, а временами и средние тона, стали визитной карточкой немалого количества камер даже при съемке в формате RAW.

Интересно, что некоторые производители явно понимали эту проблему и давали возможность через меню камеры делать постоянную подстройку экспозиции во всех паттернах замера (от точечного до оценочного или матричного). Функция была ориентирована на тех фотографов, которые не желали ориентироваться на массовый визуальный вкус и хотели иметь исходное изображение, в котором будет, с технической точки зрения, сохранена информация в светах.

Во всем виноваты шумы?

Причины подобного отношения к картинке явно неоднозначны. Кроме наследия пленочной фотографии (приоритет экспонирования по теням), массового вкуса и любви широкой публики к ярким и цветастым изображениям, явно прослеживается желание использовать ту часть динамического диапазона камер, которая тяготеет к максимальным экспозициям. Причина проста - такой метод дает более чистые, бесшумные изображения.

Борьба с цифровым шумом и другими вредными артефактами изображения, типа бэндинга, возникающими в тенях, и особенно при попытке программно вытягивать темные участки изображения, привела к идее экспонирования со сдвигом в правую светлую часть гистограммы. Такой метод технически давал более чистую картинку, но приучал визуально к светлым и ярким тонам, что явно не соответствовало общеисторической тенденции к более темным по тональности изображениям.

03

Даже самые яркие источники света все еще сохраняют, как минимум, цветовые различия. Натриевые фонари - желтые, автомобильные фары имеют синеватый оттенок. Ярко освещенные архитектурные детали сохраняют фактуру. 

Камера Sony A7S II, объектив SEL2470GM, ISO 3200, f/4.5, 1/50 c, f=70 мм.

Как сохранить преимущества темной тональности в цифровых камерах

Живопись и кинематограф явно предпочитают создавать изображения в темной тональности, с сохранением максимально возможного количества деталей в светах путем сдвига тонального диапазона в сторону теней. Такой подход хорош для повышения насыщенности цвета именно в средней и темной части кадра, что вполне соответствует визуальным предпочтениям более продвинутой части аудитории. Именно так предпочитали экспонировать негативную пленку кинооператоры высокого класса, сдвигая тональный диапазон в сторону теней и таким образом сжимая его в нелинейной части характеристической кривой пленки.

Благодаря современным камерам Sony, стало возможно и в цифровом процессе следовать этой же стратегии: сдвигать экспозицию в сторону теней, сохраняя, таким образом, света, и вытягивать тени во время постобработки RAW-файла. Уровень шумов визуально практически не поднимается. Это означает, что при съемке в RAW-формате до определенного предела нет смысла поднимать значение ISO выше базовых значений.

У некоторых современных моделей камер Sony таких значений два: ISO 100 и 640. Двойное базовое значение ISO позволяет снимать в очень широком спектре световых условий и сохранять широкий динамический диапазон, чтобы не происходили потери информации в сложных высококонтрастных сценах.

Режим Highlight в камерах Sony помогает фотографам

В самых продвинутых камерах, например, Sony A7R III, появились относительно новые методы замера экспозиции, которые позволяют экспонировать именно в парадигме максимального сохранения информации в светлых участках изображения.

У Sony такой режим называется Highlight, и работает он по принципу поиска самых светлых участков в кадре и определению экспозиции именно по этим участкам, что гарантирует их сохранность.

Этот метод очень хорошо облегчает работу фотографа, который понимает, что такое контраст, динамический диапазон, экспозиция, тональная визуализация, отражательные свойства материалов, и просто обладает визуальной культурой и насмотренностью.

Обладателям других моделей расстраиваться не стоит. Им следует применять стандартный точечный режим замера экспозиции, измерять самые светлые сюжетно важные участки, в которых желательно сохранить детали и тональную информацию. И нужно понимать, что то место, по которому производится точечный замер, в готовом изображении будет средним по тону. То есть допустим, замеряя яркое белое облако, ожидайте, что оно превратится в серое и более темное по тону. Именно по тону - не по цвету. На цвет влияют настройки баланса белого и цветовой профиль, применяемый при съемке или в процессе постобработки. 

Заключение

Если суммировать все вышесказанное, то стоит присмотреться к работе с тональностью в классической живописи, проанализировать, как работают со светом и настройкой экспозиции в кинематографе. Затем следует визуализировать ваши образы максимально эффектно и осознанно, не полагаясь на камеру или, как минимум, понимая, какие процессы происходят во время съемки и постобработки

Источник: https://www.sony.ru/alphapro/articles/temnoe-snimaem-svetloe-v-ume-ili-kak-sohraniti-detalizaciyu-v-svetah
Визуальные этюды в низком ключе. Темная тональность в фотографии.

Визуальные этюды в низком ключе. Темная тональность в фотографии.

Техника съемки3 года назад
Предлагаю поговорить о тональности фотографического изображения. Это как в музыке, где одни композиц...
Практика Дмитрия Купрацевича. Съемка репортажа.

Практика Дмитрия Купрацевича. Съемка репортажа.

Техника съемки5 лет назад
Репортаж — сложный жанр. При съемке репортажа необходимо передать атмосферу мероприятия, сфотографир...
Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Натюрморт

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Натюрморт

Техника съемки7 лет назад
Известно, что, в отличие от пейзажной или репортажной съемки, где нужно вовремя успеть сделать снимо...
МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка портрета на улице

МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка портрета на улице

Техника съемки5 лет назад
Лето — сезон съемок под открытым небом. Но при планировании фотопрогулки многие задаются вопросами: ...
Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 1 - как снимать, когда без «негра» птичка вылетает не туда?

Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 1 - как снимать, когда без «негра» птичка выл...

Техника съемки10 лет назад
Вся фотографическая премудрость по Сахарову укладывается в несколько афористичных фраз и рассчитана,...
Звезды в кадре. Учимся астрофотографии

Звезды в кадре. Учимся астрофотографии

Техника съемки7 лет назад
Что может быть прекраснее звезд? Только их фотографии! Тема нашей новой Магистратуры Nikon — одна из...
Спортивная съемка

Спортивная съемка

Техника съемки5 лет назад
Сегодня мы поговорим об одном из интереснейших видов репортажа — спортивной съемке. Мы разберём, как...
Смотрите шире. Снимаем и склеиваем панораму

Смотрите шире. Снимаем и склеиваем панораму

Техника съемки8 лет назад
Вам когда-нибудь казалось, что фотографии со стандартным для зеркалок соотношением сторон 2:3 какие-...
Уроки Розова: смотреть и видеть. Часть 2

Уроки Розова: смотреть и видеть. Часть 2

Техника съемки10 лет назад
В предыдущем номере нашего журнала была опубликована первая часть статьи Георгия Розова, посвященная...
Панорамная съёмка

Панорамная съёмка

Техника съемки8 лет назад
Съёмка панорам — один из наиболее часто используемых в пейзажной фотографии приёмов. Если не ограни...
Как создавать первоклассные снимки на спортивных мероприятиях

Как создавать первоклассные снимки на спортивных мероприятиях

Техника съемки5 лет назад
За свою 40-летнюю карьеру спортивный фотограф Дэйв Роджерс сделал несколько легендарных снимков в ис...
Семь масок гобо, которые можно найти у себя дома.

Семь масок гобо, которые можно найти у себя дома.

Техника съемки6 лет назад
Маски гобо - это модификаторы света, которые выполнены в виде трафарета с определённым рисунком. Они...
Использование обычной цифровой камеры для крупноформатной съёмки

Использование обычной цифровой камеры для крупноформатной съёмки

Техника съемки3 года назад
Украинский фотограф Алексей Шпортун придумал необычный способ создания фотографий. Он собрал установ...
Композиция в предметной съемке

Композиция в предметной съемке

Техника съемки7 лет назад
Представляем вам экспертов: наш специальный гость, один из лучших предметных фотографов России Игорь...
Как сшивать панорамы без проблем и нестыковок?

Как сшивать панорамы без проблем и нестыковок?

Техника съемки6 лет назад
Большую часть своих последних опубликованных снимков я сделал в «панорамной» технике, т.е. сшивал вм...
Темное снимаем — светлое в уме. Или как сохранить детализацию в светах
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить