Свадебная фотография. Как упростить себе жизнь и остаться оригинальным

Свадьба – это кульминация взаимоотношений пары, эмоциональный пик, день безудержного счастья, и мне трудно понять серьезные фотографии с этого торжества. Когда человек счастлив, он улыбается и смеется. И я стараюсь добиться этих чувств на фотосессии. Я стараюсь делать снимки, выходящие за пределы узкого жанра свадебной фотографии, стараюсь, чтобы их содержание, свет, эмоции и сам сюжет могли жить самостоятельной жизнью, отдельно от героев этих снимков. Начинающему фотографу может показаться, что оригинальная интересная фотография требует чрезмерных технических и творческих сложностей процесса. Постараюсь развеять эти мысли примерами из своего опыта.

Диафрагма: f/2.8

Выдержка: 1/1250
ISO: 200
Фокусное расстояние: 85 мм
Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G

Универсальность и человеколюбие

Вход в свадебную фотографию очень прост: достаточно купить камеру и назвать себя профессионалом, но эта простота обманчива. В реальности настоящая творческая свадебная фотография как направление включает в себя многие жанры: и пейзаж, и портрет, и репортаж, и натюрморт, и даже макро.

Свадьба – это зона положительных эмоций и энергетики, в которой противопоказано находиться в состоянии негатива. Я люблю людей, люблю наблюдать за ними. В мире мало профессий, которые позволяют войти в другую семью и провести в ней целый день. Но я уверяю вас, больше 90% фотографов не использует эту возможность! Я часто вижу, как они стоят в сторонке. Сделают пару кадров – и отходят. А надо жить внутри событий, которые происходят на свадьбе, погружаться в них с головой, проживать этот день вместе с молодожёнами и их гостями.

Диафрагма: f/1.6
Выдержка: 1/125
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 85 мм
Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G

Надежная многофункциональная техника

У меня есть камеры Nikon D810, две D750, топовая D4s. Так вот, свадьбы я снимаю только двумя D750. Не пользуюсь тяжелой D4s, потому что большой «кирпич» носить с утра до вечера утомительно. Хотя было время, когда я снимал двумя Nikon D4.

А вот Nikon D750, на мой взгляд, оптимальная камера по соотношению «цена-качество». У нее изумительная картинка с необычайно высоким динамическим диапазоном. Сложные условия при свадебной съемке – белое платье невесты, темный костюм жениха, яркий солнечный свет днем – нужно, чтобы все детали присутствовали и при ярком свете, и в тенях. Еще несколько лет назад все это было непростой задачей для цифровой фототехники. В новом поколении камер Nikon эта проблема полностью решена.

Большим бонусом является откидной экран у D750. Снимать с точки зрения человеческого роста не всегда интересно, хочется разных ракурсов. И с откидным экраном больше не нужно лежать в грязи и пыли, чтобы снять кадр от уровня земли. 

Диафрагма: f/4.0
Выдержка: 1/320
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 28 мм
Камера: Nikon D4s
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Вообще, две камеры – необходимое условие для свадебного фотографа. Это касается любой событийной съемки, повторить которую невозможно. Проводить свадьбу дважды никто не станет, если у вас всего одна камера и с ней что-то случилось. Несколько лет назад я снимал свадьбу на Сицилии. Древний итальянский городок, посреди площади стоит пара, вокруг – гости, которые специально прилетели на торжество из России. Я бегаю вокруг, снимаю молодоженов во всех возможных ракурсах. Поднимаю камеру и вижу, что у меня ломается затвор (к слову, это был непродолжительный период, когда я снимал камерой другого производителя). Я просто перекинул объектив на другую камеру и продолжил съемку. Представьте себе, если бы у меня не было запасной... Я бы, наверное, этот позор не смог смыть до конца своих дней. Какое в таком случае может быть оправдание?! К тому же сам процесс съёмки двумя аппаратами, когда не тратится время на смену объектива, заметно ускоряется.

Выбор же оптики зависит от размаха свадьбы. Если это грандиозное событие с большим количеством гостей, где нужно много передвигаться, я снимаю зумами: это NIKKOR 24-70mm и 70-200mm. Иногда 85mm f/1,4. Если свадьба камерная, что чаще всего у меня случается (это когда присутствуют только молодожены и их друзья – очень модное направление свадеб без серьезных материальных затрат), здесь я работаю только фиксами. Конечно, объективы с фиксированным фокусным расстоянием дают интересную картинку. Но поверьте мне, это заметно только фотографу. Ни один клиент за 14 лет моих съемок не сказал: «О, так это ж вы зумом сняли! А вот это – фиксом!» Хорошая картинка окупает все, и неважно, чем это снято.

Диафрагма: f/8.0
Выдержка: 1/250
ISO: 100
Фокусное расстояние: 24 мм
Камера: Nikon D750
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Преимущества естественного света

Я очень люблю свет от витрин, фонарей, улиц. Вот падает солнечный свет на дом, отражается от окон, стен, окна дают блики... Я обожаю ходить по центру Москвы ярким солнечным днем в любое время года и дня. Когда солнце находится в зените (когда учебники по фотографии не рекомендуют проводить съемку), городская атмосфера наполнена прекрасным светом отражений, рефлексов и бликов. Солнце может быть врагом только в чистом поле в полдень, где нет никаких отражающих поверхностей. Но и тогда можно найти интересное по свету решение.

Главная задача фотографа – сделать фото выразительным. А света, который позволит сделать кадр объемным, очень много даже в серый хмурый день. Обратите внимание на естественные поглотители света – арки, кроны деревьев, темные стороны домов... То же самое и при съемке в помещении, например в доме невесты. Необязательно использовать только свет от окна, смело берите в оборот лампы, торшеры – все, что светится. Современные камеры позволяют фотографировать с высоким значением ISO. Часто я снимаю с ISO 10 000 единиц – никакого шума, который был виден на мониторе компьютера при увеличении 100%, на отпечатке 30х40 см просто нет.

Разнообразить фотосессию можно искусственным дождем. Помните кадры из фильма «А я иду, шагаю по Москве», где девушка идет под дождем босиком, а парень кружится вокруг нее на велосипеде? Все это снято с помощью поливалок пожарных машин. Насколько эффектно это смотрелось! Так почему мы не можем это делать на съемке романтической истории? А для  имитации дождя будет достаточно бутылки воды и помощи бесплатного ассистента из числа гостей.

Диафрагма: f/8.0
Выдержка: 1/250
ISO: 100
Фокусное расстояние: 24 мм
Камера: Nikon D750
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Взаимодействие с парой

Я очень не люблю стандартную постановку и заученные позы. Наша задача – раскрыть и показать взаимоотношения в паре, а не протокол собравшихся по торжественному случаю. Чтобы выбраться из этого штампа, я создаю на площадке управляемый хаос. Чем больше движения, суматохи, тем больше шанс поймать интересный кадр. Зачастую люди не обладают бешеным темпераментом и ведут себя скромно, даже сверхскромно. Чтобы вывести их из этого состояния, нужно вовлечь их в какой-то процесс, движение. Попросите ребят подвигаться: потолкаться, стоя плечом к плечу; подвигаться под музыку; отвернуться в стороны и по вашей команде резко обернуться друг на друга. Пусть они немного поиграют, подурачатся, расслабятся. Сделав в первые же минуты интересный кадр, вы завоюете безоговорочное доверие пары.

Диафрагма: f/8.0
Выдержка: 1/250
ISO: 100
Фокусное расстояние: 24 мм
Камера: Nikon D750
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Кстати, я не рекомендую снимать в режиме серийной съемки. Старайтесь выработать в себе ощущение решающего кадра. То, о чем говорил Картье-Брессон: нам интересна только кульминация действия.

Как только первый интересный кадр сделан, я тут же подхожу и показываю его молодоженам. Каким бы красивым ни было ваше портфолио, пара пока не представляет себя на ваших фотографиях. Для них кадры с другими людьми – как съемка с моделями. Почему-то именно себя люди часто не могут представить такими же счастливыми, легкими и раскованными. И в процессе вот этого небольшого представления, хаоса, они улыбаются и выглядят органично – потому что забывают, что находятся на съемке, они не позируют. Если можете использовать на фотосессии музыку – очень здорово. Максимум движения, ни одной остановки, сохраняйте темп на протяжении всей фотосессии. И не забывайте показывать хорошие кадры молодоженам. 

Диафрагма: f/1.8
Выдержка: 1/1000
ISO: 640
Фокусное расстояние: 85 мм
Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G

Я стараюсь менять локации как можно чаще. Потому что когда несколько часов ты снимаешь в парке, то как бы ты ни ухищрялся, сразу понятно, что вся съемка прошла в одном месте. А если чаще менять локации, там уже все иначе: новый свет, новый фон, и ощущение длительности во времени очень увеличивается. И тогда сложится ощущение, что вы несколько дней путешествовали с парой. Поэтому призываю вас не снимать на одном месте и не делать повторов поз и сюжетов, чтобы фотосессия была максимально разнообразной.

Не забываем про гостей

Ошибка абсолютного большинства свадебных фотографов – пытаться всеми силами избавиться на фотосессии от гостей, забрать пару на прогулку и работать только с ней. Я беру на фотосессию всех: родственников, друзей. Гости – это же настоящие статисты и массовка, которые бесплатно сделают все, что вы захотите! Вы можете заставить их в буквальном смысле работать на вашу идею. Просите их что-то делать в кадре, вовлекайте в увлекательную игру. Ищите новые ракурсы – например, снимите компанию с верхней точки. 

Диафрагма: f/2.2
Выдержка: 1/1000
ISO: 500
Фокусное расстояние: 35 мм
Камера: Nikon D3s
Объектив: AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G

Экономичная постобработка

За что люблю Nikon – я практически перестал снимать в формате NEF, потому что последнее поколение камер дает замечательный по качеству JPEG. Я снимаю JPEG + NEF только на всякий непредвиденный случай, если вдруг будет ошибка в экспозиции. И кстати, цвет кожи, который дают топовые камеры Nikon, не нуждается в дополнительной обработке.

Снимаю я только в ручном режиме, потому что мне важно получить предсказуемый результат. К тому же это существенно сокращает время обработки: на каждой из локаций, если не меняются условия освещенности, я делаю до 10–20–50 снимков с одной экспозиционной парой и затем делаю обработку только одного кадра, а ее параметры – пресет – распространяю на остальную группу.

Очень полезный момент: выработать в себе качество делать композицию окончательной, без планов на обрезание кадра при обработке. Тогда постобработка заключается только в отборе кадров. Это освобождает колоссальное количество времени!

Весь процесс подготовки готовой съемки занимает у меня один день. Сажусь с утра за Lightroom, и к вечеру у меня готовы фотографии (не больше 1000) и предварительный макет фотокниги.

Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/500
ISO: 800
Фокусное расстояние: 14 мм
Камера: Nikon D810
Объектив: AF NIKKOR 14mm f/2.8D ED

Поиск вдохновения и копилка идей

Для меня неисчерпаемый кладезь идей – кинематограф. Включите фильм и наблюдайте не за главными героями, а посмотрите, что делают остальные люди, присутствующие в кадре, как работает свет, как создаётся атмосфера. Смотрите много качественных, снятых известными операторами фильмов, делайте скриншоты и собирайте эти идеи, чтобы претворять их в жизнь на съемках. Более того, вы удивитесь, но я считаю, что можно любой фильм практически любого жанра назвать свадебным, так как во всех фильмах есть взаимоотношения мужчины и женщины. Поэтому каждый из этих фильмов может подарить вам множество идей для ваших фотосессий. Комедии Гайдая, например, дают замечательные идеи, в них много движения и юмора. Здорово смотреть немое кино, где упор сделан не на слово, а на движение. Смотрите фильмы Чарли Чаплина, Бастера Китона, Лени Рифеншталь и более поздних классиков: Бернардо Бертолуччи, Андрея Тарковского и многих других авторов. Как и любое человеческое качество, визуальную эрудицию можно в себе воспитать, и чем больше вы впитаете качественных изображений, тем быстрее сами будете фонтанировать идеями на фотосессиях. А это обязательное условие успеха свадебного фотографа!

Диафрагма: f/1.8
Выдержка: 1/500
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 85 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Панорамная съемка

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Панорамная съемка

Техника съемки1 мес. назад
Известно, что панорамная съемка применяется в том случае, когда угол обзора объектива недостаточен д...
Уроки Розова: макароны на фотокухне Максима Полубояринова

Уроки Розова: макароны на фотокухне Максима Полубояринова

Техника съемки4 года назад
Студия Максима Полубояринова расположилась, понятное дело, в полуподвале. Даже в названии хозяин обы...
Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 2  - как снять собаку, пока она не убежала?

Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 2 - как снять собаку, пока она не убежала?

Техника съемки4 года назад
Процесс обучения на мастер-классе Игоря Сахарова иногда превращался в коммерческую съемку прямо на г...
Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 1 - как снимать, когда без «негра» птичка вылетает не туда?

Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 1 - как снимать, когда без «негра» птичка выл...

Техника съемки4 года назад
Вся фотографическая премудрость по Сахарову укладывается в несколько афористичных фраз и рассчитана,...
Максимальная глубина. Съемка со стекингом или сдвигом фокуса

Максимальная глубина. Съемка со стекингом или сдвигом фокуса

Техника съемки2 мес. назад
Вы когда-нибудь попадали в ситуации, когда глубины резко изображаемого пространства (или просто ГРИП...
Звезды в кадре. Учимся астрофотографии

Звезды в кадре. Учимся астрофотографии

Техника съемки1 год назад
Что может быть прекраснее звезд? Только их фотографии! Тема нашей новой Магистратуры Nikon — одна из...
Композиция в предметной съемке

Композиция в предметной съемке

Техника съемки1 год назад
Представляем вам экспертов: наш специальный гость, один из лучших предметных фотографов России Игорь...
МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка уличного портрета.

МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка уличного портрета.

Техника съемки2 года назад
Хотите снять лучший уличный портрет в вашей жизни? Тогда новая обучающая Магистратура Nikon специаль...
Как снять звездочку на небе?

Как снять звездочку на небе?

Техника съемки2 мес. назад
Видели когда-нибудь фотографии звездного неба с миллионом звезд и млечным путем через всю фотографию...
Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Натюрморт

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Натюрморт

Техника съемки1 год назад
Известно, что, в отличие от пейзажной или репортажной съемки, где нужно вовремя успеть сделать снимо...
Пейзаж - самый сложный жанр. Подготовка и съемка.

Пейзаж - самый сложный жанр. Подготовка и съемка.

Техника съемки1 год назад
Многие начинающие фотографы считают, что снимать студийный портрет сложно. И спорт тоже снимать слож...
Уроки Розова: главное в кадре. Часть 2

Уроки Розова: главное в кадре. Часть 2

Техника съемки4 года назад
В кадре может быть как один объект, важный для восприятия, так и несколько. Объекты могут взаимодейс...
Съемка людей в путешествии

Съемка людей в путешествии

Техника съемки1 год назад
Кто-то старается в поездках снимать только природу. Кто-то фокусируется на животных и растениях. Но ...
Улучшаем композицию.Советы по использованию камеры EOS

Улучшаем композицию.Советы по использованию камеры EOS

Техника съемки1 год назад
Свобода творчества и выражения эмоций — одна из прекрасных сторон фотографии. Поэтому советы по прим...
Композиция в пейзажной фотографии

Композиция в пейзажной фотографии

Техника съемки1 год назад
Композиция - важнейшая составляющая любого визуального произведения. И это касается не только картин...
Свадебная фотография. Как упростить себе жизнь и остаться оригинальным
Nikon

Комментарии

Отправить