Спорт, как и жизнь, скоротечен – снимайте сериями…

Если говорить кратко, то спортивная съемка - это один из видов съемки репортажной, но она требует особой реакции, внимательности, знаний процесса и технической оснащенности. Поэтому ее выделяют в самостоятельный жанр как в среде специалистов, так и на конкурсах. Например, на недавно завершившемся конкурсе Nikon «Я в сердце изображения» спортивные фотографии были выделены в отдельную номинацию. Давайте посмотрим, что нужно сделать, чтобы получить хорошую спортивную фотографию.

Текст: Антон Агарков

Для начала определитесь с видом спорта, который вы будете снимать. Красивый кадр - далеко не все, что может потребовать от вас главный редактор. Определитесь с ключевыми моментами каждого вида спорта. Пас, обгон - для каждого вида спорта этот момент свой. Чтобы первая съемка прошла комфортно, пообщайтесь с теми, кто уже снимал этот конкретный вид спорта, расспросите о специфике съемок, о каких-то конкретных моментах и нюансах. Посмотрите фотографии, сделанные раньше - на просторах сети можно найти съемки практически любого вида спорта от банального хоккея на льду до экзотического кокбору, конного спорта, распространенного в Центральной Азии и на Ближнем Востоке.

Изучите место, где вы будете снимать и условия, в которых вы будете работать. Часто, особенно на крупных соревнованиях, бывает так, что фотографам выделяют какое-то конкретное место для съемок. Если это так и вы видите, что кроме вас в фотоложе будет работать еще десяток фотографов, имеет смысл прийти на съемочную точку пораньше и занять место поудобнее, с лучшим углом обзора. Зачастую ограничения для фотографов продиктованы техникой безопасности. Так, например, на ипподромах вас попросят уйти за ограждение, особенно, если вы решили встать на повороте. Это делается для вашей же безопасности - во время бегов тележка может слететь с трассы на периферию и травмировать неосторожного фотографа.

Если же вам дали полную свободу, то подойдите внимательно к выбору места съемки. Сразу уточните у организаторов, куда можно и куда нельзя заходить. Попробуйте узнать, есть ли такие места, откуда никто не снимал, куда нельзя и можно ли туда попасть и на каких условиях. Заранее пообщайтесь со спортсменами и спросите, где можно получить самые удачные кадры. Кстати, пообщайтесь со спортсменами и после съемки, покажите им кадры. Часто бывает так, что фотография, которая кажется вам эффектной, передает не самый лучший момент трюка или показывает откровенный провал спортсмена. Лучше знать об этом заранее.

Поговорить со спортсменами можно и с другой целью. Вы вполне можете договориться о съемках не только на соревнованиях, но и на тренировках, где над вашими героями не будет довлеть необходимость быть быстрее-выше-сильнее. Именно на тренировках мы можете подойти максимально близко к месту действий и снять редкий по эффектности кадр или поэкспериментировать с искусственным светом.

Попробуйте найти такие точки съемки, откуда будут просматриваться самые интересные этапы соревнований. Так, в конных бегах это повороты. Если удачно выбрать позицию, то вы сможете снять набегающие на вас экипажи, а затем из разворота, попытки обгона. Старайтесь подойти поближе, чтобы показать не только общие планы состязания, но и крупные планы - например, лица и руки спортсменов. В то же время ищите оригинальные ракурсы, чтобы показать не только крупные планы спортсменов, но и вписать их в ландшафт, показать место действия. На Центральном московском ипподроме можно найти такие точки съемки, где в кадре будут бегущие экипажи на фоне самого здания ипподрома или башен Москва Сити.

 

Участники заезда на фоне небоскребов Москвы Сити

 

Передвигайтесь, если место съемки дает вам такую возможность. Меняйте точки съемки, подходите ближе и дальше, старайтесь показать события с разных ракурсов. Мало кому будет интересно смотреть на репортаж с мото-триала, состоящий из фотографий мотоциклистов, входящих в один и тот же поворот.

Спортивная фотография - один из самых требовательных жанров по части техники. Для того, чтобы получить удачные кадры, мало просто хорошо чувствовать момент, хотя и это немаловажно. Многие соревнования проходят в закрытых помещениях или ночью при искусственном свете. И даже если глазам этот свет кажется, что свет очень яркий, то экспонометр камеры показывает слишком длинные выдержки, а вам ведь еще и движение нужно замораживать. Единственный выход в этой ситуации - увеличение ISO.

Камера Nikon D5 может снимать с относительно невысокими цифровыми шумами на светочувствительности вплоть до ISO 25600. Дальше шумы начинают нарастать лавинообразно, и вам придется делать выбор - либо получить четкую, но шумную картинку, либо «чистую», но смазанную. Вы вполне можете экспериментировать с выдержками и получать фотографии, на которых движение будет смазано, но эти эксперименты не должны стать единственным результатом вашей работы. Так что снимите сюжет традиционно, а потом переходите к творческим поискам.

Снимайте сериями. Многие моменты в спорте настолько скоротечны, что вы можете их не увидеть, тем более предугадать. Nikon D5 со скоростью съемки 12 кадров/сек поможет вам уловить такие моменты, показать развитие событий. А учитывая, что во время серийной съемки камера продолжает автофокусом следить за выбранным объектом, вы получите серию из четких кадров.

На съемках у вас не будет времени изучать камеру, так что вы должны отлично знать и чувствовать свое оборудование. Настройте камеру заранее, приспособьтесь ко всем кнопкам и настройкам, проверьте и выставьте светочувствительность ISO согласно условиям съемки. И не забывайте, что условия съемки могут меняться, а, значит, потребуется поменять настройки. Запаситесь сменными картами памяти и запасными аккумуляторами. При активной съемке быстро кончается и то, и другое.

Крупный план, показывающий одновременно эмоции наездника и лошади

Внимательно подойдите к выбору оптики. Спортивная съемка зачастую требует использования объективов с очень большим фокусным расстоянием. Если у вас есть возможность взять на съемки AF-S NIKKOR 200–500 mm f/5.6E ED VR, AF-S NIKKOR 500 mm f/4E FL ED VR, AF-S NIKKOR 200-400 mm F4G ED VR II, в конце-концов AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, этой возможностью стоит воспользоваться. Именно телеобъектив позволит вам показать детали - оскал на лицах, передать таким образом все напряжение борьбы. Но это не значит, что в вашем кофре должны быть только телеобъективы. Бывают ситуации, в которых вам может понадобиться штатник, такой как AF-S NIKKOR 24–70 mm f/2.8E ED VR или даже широкоугольник AF-S NIKKOR 14-24 mm f/2.8G ED. Первый - для того, чтобы показать место действия. Второй на тот случай, если вам удалось подойти совсем близко к месту действия.

 

Звезды в кадре. Учимся астрофотографии

Звезды в кадре. Учимся астрофотографии

Техника съемки2 года назад
Что может быть прекраснее звезд? Только их фотографии! Тема нашей новой Магистратуры Nikon — одна из...
Семь масок гобо, которые можно найти у себя дома.

Семь масок гобо, которые можно найти у себя дома.

Техника съемки7 ч. назад
Маски гобо - это модификаторы света, которые выполнены в виде трафарета с определённым рисунком. Они...
Видеокурс Даниила Коржонова: найдите волшебный свет пейзажа!

Видеокурс Даниила Коржонова: найдите волшебный свет пейзажа!

Техника съемки1 год назад
Этот пробел на фоторынке я ощущал всей душой. Основательно подучиться предметной съемке или фуд-фото...
Максимальная глубина. Съемка со стекингом или сдвигом фокуса

Максимальная глубина. Съемка со стекингом или сдвигом фокуса

Техника съемки5 мес. назад
Вы когда-нибудь попадали в ситуации, когда глубины резко изображаемого пространства (или просто ГРИП...
Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 5

Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 5

Техника съемки4 года назад
Если раньше для получения панорамного снимка требовалась специальная камера, то в настоящее время пр...
Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 1 - как снимать, когда без «негра» птичка вылетает не туда?

Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 1 - как снимать, когда без «негра» птичка выл...

Техника съемки4 года назад
Вся фотографическая премудрость по Сахарову укладывается в несколько афористичных фраз и рассчитана,...
Смотрите шире. Снимаем и склеиваем панораму

Смотрите шире. Снимаем и склеиваем панораму

Техника съемки2 года назад
Вам когда-нибудь казалось, что фотографии со стандартным для зеркалок соотношением сторон 2:3 какие-...
Дальние планы. Съемка пейзажа на телеобъектив

Дальние планы. Съемка пейзажа на телеобъектив

Техника съемки2 года назад
Мы привыкли считать, что красивый пейзаж можно и нужно снимать на широкоугольный объектив. 14 мм - о...
Уроки Розова: за шедеврами поедем туда, где тепло и много бедного люда

Уроки Розова: за шедеврами поедем туда, где тепло и много бедного люда

Техника съемки4 года назад
Есть мнение. Оно носится в воздухе и очень многим кажется чем-то вроде математической аксиомы — впол...
В зоне холода. Как фотографировать зимой?

В зоне холода. Как фотографировать зимой?

Техника съемки5 мес. назад
Каждое время года требует от фотографа разных навыков и разного подхода к съемке. И самой требовател...
Уроки Розова: главное в кадре. Часть 2

Уроки Розова: главное в кадре. Часть 2

Техника съемки4 года назад
В кадре может быть как один объект, важный для восприятия, так и несколько. Объекты могут взаимодейс...
Крупноформатная макросъёмка: фантастический эксперимент с фотографией на мокрых  пластинах.

Крупноформатная макросъёмка: фантастический эксперимент с фотографией на мокрых ...

Техника съемки4 мес. назад
Австрийский фотограф Маркус Хофстаэттер решил найти способ съемки макроснимков на мокрой пластине бо...
Человек в кадре.

Человек в кадре.

Техника съемки2 года назад
Джонни Хаглунд (Johnny Haglund) − норвежский фотограф, которого всегда привлекали дикие, удаленные о...
Как создать эффект парящей еды на фотографии

Как создать эффект парящей еды на фотографии

Техника съемки1 мес. назад
Фотографии парящей еды выглядят довольно эффектно и, на первый, взгляд кажутся сложными в исполнении...
Съемка морских пейзажей

Съемка морских пейзажей

Техника съемки2 года назад
Стив Дир (Steve Deer), ведущий креативный специалист рекламного агентства, находит в своем родном го...
Спорт, как и жизнь, скоротечен – снимайте сериями…
Антон Агарков

Комментарии

Отправить