Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 4

Продолжаем детальный разговор о пейзажной съемке. Теперь предлагаю перейти к изучению особенностей применения различных комбинаций выдержки и диафрагмы. Одну и ту же величину экспозиции можно получить при помощи самых различных сочетаний экспопараметров, но эффекты, получаемые при этом, будут различными...

Текст: Александр КИЦЕНКО

 

 

Антон Петрусь (Украина). «Разноцветное утро».

Canon EOS 500D,  f/11, 1/13 сек,

Первые осенние заморозки в сочетании с красными листьями — исключительный сюжет для фотографа. Туманная дымка подчеркивает сказочность происходящего.



Приоритет диафрагмы

Я не буду останавливаться на определении таких понятий, как глубина резкости (или глубина резко изображаемого пространства — ГРИП) и гиперфокальное расстояние (ГФР), — они подробно изложены в соответствующей литературе.

Если отталкиваться от необходимости обеспечить в пейзажном снимке как можно большую глубину резкости, то теоретически мы должны установить самое большое диафрагменное число (из всех возможных для данного объектива), рассчитать гиперфокальное расстояние и для усиления эффекта применять широкоугольную оптику.

На практике условия усложняются: во-первых, приходится использовать различные фокусные расстояния, во-вторых, времени для расчета гиперфокального расстояния может просто не оказаться, ну и в-третьих, мы же помним, что при чрезмерном закрытии диафрагмы качество снимка ухудшается.

На первое время оптимальным решением станет предварительный расчет гиперфокального расстояния для наиболее часто использующихся фокусных расстояний и диафрагменных чисел (таблицы для расчета ГФР легко найти в Интернете).

Если уделить некоторое время анализу полученных расчетов ГФР, так сказать уловить закономерность, то со временем необходимость в постоянном использовании расчетов отпадет, а выбор расстояния фокусировки будет происходить навскидку, практически на уровне интуиции.

Совсем другая задача ставится при использовании широкой диафрагмы. Малая глубина ГРИП подчеркивает объем изображения, одновременно с этим выделяя сюжетно важные элементы снимка. В данном случае желательно, чтобы сюжетно важные элементы имели максимально возможные резкость и контраст.

 

Приоритет выдержки

Если диафрагма в первую очередь определяет технические характеристики снимка, то выдержка имеет более сложную природу. От величины выдержки зависит не только количество света, попадающего на светоприемник, но и создание того или иного эффекта на фотографии (к примеру, передача движения), и зачастую — просто возможность получения снимка как такового (например, при съемке с рук при недостаточной освещенности и т. д.).

Я думаю, все сталкивались с трудностями съемки в ветреную погоду при недостаточном освещении, когда для «замораживания» движения ветвей, листьев и травы нужна короткая выдержка, а техническая возможность ее обеспечить просто отсутствует.

Настоящим чудом фотографии является передача движения в статичной картинке. Самый распространенный «движущийся» объект в пейзажной фотографии — вода в различных своих состояниях: течение реки, морское волнение, падение с высоты (водопады, снег, дождь).

В качестве примера рассмотрим быстро текущую воду как наиболее динамичную и эффектную с точки зрения фотографии. Конечно же, съемку начинаем с выбора сюжета и компоновки кадра. После окончательного определения композиции стоит призадуматься над тем, какой эффект необходим.

Если мы хотим передать стремительность, то выдержку желательно подобрать таким образом, чтобы летящие капельки воды превратились в своеобразные полосы и проходили свой путь, имея точки начала и окончания движения (этот прием применяется и для съемки летящего снега).

Длина этого пути, а следовательно и выдержка, определяются экспериментально, ведь мы не можем предсказать или измерить скорость воды. Совсем другой эффект мы получим, если «заморозим» движение, т. е. если каждая капелька застынет на своем месте. Выдержка в этом случае должна быть минимальной, а фраза «остановись, мгновение» будет как нельзя кстати.

Третий вариант времени экспозиции для зрителя наиболее интересен и необычен: при помощи длинной выдержки происходит сказочное превращение движущейся воды в некое подобие молочно-кисельного тумана. Особенность такой съемки — в необходимости применения нейтральных фильтров для достижения того или иного эффекта размытия движущейся воды.

Остановимся чуть более подробно на технических нюансах. В пейзаже в случае использования длинных выдержек применение штатива обязательно. Дополнительно необходимы спусковой тросик (или пульт ДУ) для полного исключения колебаний камеры. При отсутствии возможности применения дистанционного управления камерой воспользуйтесь функцией съемки с задержкой времени с предварительным подъемом зеркала (для уменьшения вибраций при «хлопке» в зеркальных фотоаппаратах).

В ветреную погоду или при очень длинных выдержках на штатив необходимо повесить груз, увеличивающий его устойчивость (сумку с вещами и т. д.). Будьте внимательны при установке штатива на снег или зыбкую поверхность: при большом времени экспозиции не исключено его проседание.

Если съемка ведется в светлое время суток, получить длинную выдержку без использования светофильтров невозможно, поэтому следует использовать нейтральные серые фильтры (мы уже упоминали их в нашей статье, здесь же добавим: не забывайте, что возможно одновременное использование нескольких нейтральных серых фильтров).

Также применяется комбинация из двух поляризационных фильтров (путем настройки степени поляризации можно уменьшить количество света, попадающего на светоприемник, практически до нуля). После определения необходимой величины экспозиции перед съемкой закройте чем-нибудь окошко видоискателя.

Антон Петрусь (Украина). «Туманная звезда».

Canon EOS 500D, f/8, 1/250

Застав плотный туман и восходящее солнце, волей-неволей начинаешь верить в чудеса, глядя на материализовавшиеся солнечные лучи.

 


Александр Киценко (Украина). В зимнем лесу

Canon EOS 350D, EF-S 17–85/4,0–5,6 IS USM, f/10, 1/320 c

В зимнем лесу, оказывается, весь снег совершенно разный: серебристый. белый, покрытый тенью и даже излучающий холодный свет.

 

Леонид Тит (Украина). «Рассвет на Днестре».

Canon EOS 400D, EF 17–40L/4,0 USM

Что может быть приятнее и красивее, чем утренний берег реки и дорога, ведущая к новым красотам!

 

В следующей публикации поговорим о панорамных снимках, о том, какой свет должен быть в пейзажной съемке, и о временах года для фотографа.

Максимальная глубина. Съемка со стекингом или сдвигом фокуса

Максимальная глубина. Съемка со стекингом или сдвигом фокуса

Техника съемки1 год назад
Вы когда-нибудь попадали в ситуации, когда глубины резко изображаемого пространства (или просто ГРИП...
Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 2  - как снять собаку, пока она не убежала?

Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 2 - как снять собаку, пока она не убежала?

Техника съемки4 года назад
Процесс обучения на мастер-классе Игоря Сахарова иногда превращался в коммерческую съемку прямо на г...
Пейзаж - самый сложный жанр. Подготовка и съемка.

Пейзаж - самый сложный жанр. Подготовка и съемка.

Техника съемки1 год назад
Многие начинающие фотографы считают, что снимать студийный портрет сложно. И спорт тоже снимать слож...
Съемка панорам: небесное око

Съемка панорам: небесное око

Техника съемки5 лет назад
Создатели проекта AirPano занимаются съемкой сферических панорам сверху, с высоты птичьего полета. В...
Звезды в кадре. Учимся астрофотографии

Звезды в кадре. Учимся астрофотографии

Техника съемки2 года назад
Что может быть прекраснее звезд? Только их фотографии! Тема нашей новой Магистратуры Nikon — одна из...
Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 3

Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 3

Техника съемки4 года назад
Настало время поговорить о том, какая техника необходима для пейзажной съемки? Начнем, пожалуй, с фо...
Герой нашего времени. В пейзаже

Герой нашего времени. В пейзаже

Техника съемки2 года назад
Есть мнение, что пейзаж должен быть свободен от человека. Ничего антропогенного, только чистая перво...
Уроки Розова: смотреть и видеть. Часть 1

Уроки Розова: смотреть и видеть. Часть 1

Техника съемки4 года назад
Если банальности житейской мудрости — нормы поведения, то для творческого процесса — финишная черта,...
Perspective blending (vertorama): часть 2 - сборка, пара способов

Perspective blending (vertorama): часть 2 - сборка, пара способов

Техника съемки1 год назад
Несколько способов как склеить снятую вертораму
Звездное небо: пять советов по съемке ночного неба

Звездное небо: пять советов по съемке ночного неба

Техника съемки2 года назад
Cозерцание звезд на ночном небосводе дарит нам по-настоящему волшебные мгновения. А теперь, благодар...
Управление экспозицией

Управление экспозицией

Техника съемки2 года назад
Экспозиция — это значение количества света, которое попадает на датчик изображения камеры и определя...
Обработка пейзажа с помощью яркостных масок

Обработка пейзажа с помощью яркостных масок

Техника съемки1 год назад
В предыдущем материале мы разобрали, как подготовиться и снять красивый ночной пейзаж, а сейчас мы н...
Зеркало для моей камеры

Зеркало для моей камеры

Техника съемки2 года назад
Зеркала позволяют быстро и легко получить интересные эффекты на портретных снимках. Ознакомьтесь с н...
Пять советов на случай зимней съемки

Пять советов на случай зимней съемки

Техника съемки2 года назад
Иней, снег и лед создают потрясающие пейзажи для зимней фотографии. Но большая часть камер предназна...
Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Панорамная съемка

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Панорамная съемка

Техника съемки5 мес. назад
Известно, что панорамная съемка применяется в том случае, когда угол обзора объектива недостаточен д...
Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 4
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить