Композиция в пейзажной фотографии

Композиция - важнейшая составляющая любого визуального произведения. И это касается не только картин и фотографии. Одинаковые правила композиции действуют практически во всем изобразительном искусстве - от скульптуры до градостроительства. Но сегодня мы рассмотрим исключительно фотографию, причем пейзажную.

Текст и фото: Антон Агарков

Nikon D7500 + AF-S DX NIKKOR 18-140MM F/3.5-5.6G ED VR f/11, 1/125 ISO 100

На фотографии фигура человека в нижнем левом углу уравновешена каскадом горных хребтов в верхнем правом

Выстраивание грамотной композиции - это в первую очередь способ привлечь внимание зрителя к важным объектам в кадре, провести его взгляд по всему кадру от края до края. Вы наверняка слышали, видели и читали, что самым важным композиционным правилом является правило третей. Правило это вросло в массовое сознание настолько прочно, что многих фотоаппаратах и смартфонах в видоискателе разработчики располагают сетку, делящую кадр на трети по горизонтали и вертикали. К счастью, новая Nikon D7500 этого лишена, а линии в видоискателе есть только для контроля горизонта. Еще можно услышать мнение, что “Правило третей для неудачников, настоящие гении используют правило золотого сечения”. Примерно то же самое, но соотношения между линиями несколько изменяется - ⅜, 2/8, ⅜.

Популярность правила третей легко объяснить. Расположи горизонт тут, главный объект здесь - и все, шедевр готов. Это такая своеобразная магия, которая позволяет чуть ли не на автомате лепить великие фотографии. Вот только есть одна небольшая проблема. Эта магия не работает.

Представьте себе, что вы решили устроиться топ-менеджером в крупную нефтегазовую компанию, и начали изучать своих предшественников. И оказалось, что все они - блондины с голубыми глазами. Вы тоже блондин с голубыми глазами, а значит вам точно дадут это место. Но проходит собеседование, и вам вежливо указывают на дверь? Почему так, в чем причина провала? Может быть в том, что вы не рассмотрели действительно важные критерии - опыт работы, образование, личные качества. Вы подходили по формальным признакам, но по куда более важным - нет. Так вот, правило третей - это те самые светлые волосы и голубые глаза. Это попытка втиснуть сложнейшие законы психологии восприятия в автоматические рамки. Искусство и психология так не работают. И если вдруг правило третей работает, то скорее всего работает что-то другое.

Например, правило балансов. Это значит, что объект, расположенные в одной из частей изображения должен быть сбалансирован менее контрастным, но, тем не менее, достаточно явным объектов в противоположном по диагонали углу. Объект-противовес не должен перетягивать на себя внимание от главного героя, именно поэтому он должен быть чуть более блеклым и менее контрастным, чем главный герой. Кстати, именно в таких случаях правило третей может работать. Но, повторюсь, работает не оно, пуст даже наш объект находится именно в “золотом сечении”. А работает то, что наш объект сбалансирован. И вовсе не обязательно располагать объект и балансир в третях.

Обратите внимание, что на фотографии выше в общем темная фигура человека на темном фоне гор выделяется благодаря контрастному светлому блику на лице человека. А противостоящий человеку вид на горизонте тоже в целом светлый на фоне темных склонов. Это подводит нас к еще одному важному принципу композиции - правилу контрастов. Зритель в первую очередь обращает внимание на контрастные пятна - светлые на темном фоне и темные на светлом. Поэтому постарайтесь делать так, чтобы ваши объекты выделялись на общем фоне по контрасту.

Nikon D7500 + AF-S DX NIKKOR 18-140MM F/3.5-5.6G ED VR f/5,6, 1/1250 ISO 125

Ярко-белая юрта выделяется на темном фоне и привлекает к себе максимальное внимание.

Юрта на предыдущей фотографии находится в центральной части кадра, которую сторонники правила третей называют самой неправильной. “Нельзя ни в коем случае располагать главный объект в центре кадра”. И снова неверно. Центр кадра - мощнейшая точка, надо только грамотно подвести своего зрителя к ней. И это можно сделать массой способов. Например, как на фотографии выше - сделать главный объект контрастным, явно различимым, доминирующим в кадре. Также, его можно поместить в естественный рамки. На предыдущей фотографии такими рамками являются ели слева и справа от юрты, в сверху и снизу склон горы и река.

Nikon D7500 + AF-S DX NIKKOR 18-140MM F/3.5-5.6G ED VR f/7,1, 1/100 ISO 250

Светлые юрты явно выделяются на темном фоне, а подсвеченные рассветным светом горы и их отражение являются естественной рамкой

Кстати, зачастую бывает очень сложно сбалансировать отражение солнца, луны и их отражения. Яркий источник света и его отражение создают яркие точки и линии в одной части кадра и как бы режут его, выбивают часть кадра из поля зрения. И нужно найти какой-то явный объект, чтобы сбалансировать эти пятна.

Nikon D7500 + AF-S DX NIKKOR 18-140MM F/3.5-5.6G ED VR f/14, 0,6 сек ISO 320

Здесь мне пришлось включить не только луну и ее отражение, но и точное отражение пейзажа, а также нарушить его симметричность, чтобы создать дополнительную динамику между верхней и нижней частью кадра

Один из мощнейших способов зацепить внимание зрителя и провести его по кадру - линии. Вы наверняка слышали, что зритель читает фотографию из нижнего левого угла к правому верхнему - так, как обычно читает текст, справа налево. Но это тоже не совсем так. Взгляд ведут совершенно любые линии. Диагонали, направленные из нижнего правого в верхний левый будут работать точно так же хорошо. И даже диагонали, которые ведут из верхних углов в центр кадра будут вести внимание зрителя не к верхнему краю, а к центру композиции.

Nikon D7500 + AF-S DX NIKKOR 18-140MM F/3.5-5.6G ED VR f/14, 1/50 сек ISO 100

Диагонали могут быть сформированы не только явно. Обратите внимание, как покрытые рыжим лишайником камни и их граница с травой образуют диагональ, которая уводит взгляд зрителя к верхнему краю кадра. Найти такие камни и диагонали - важный момент в подготовке к закатной съемке

Nikon D7500 + AF-S DX NIKKOR 18-140MM F/3.5-5.6G ED VR f/13, 1/500, ISO 100

Здесь камни образуют диагонали, сходящиеся из нижних углов кадра к его центру и дальше к горам

Nikon D7500 + AF-S DX NIKKOR 18-140MM F/3.5-5.6G ED VR f/8, 1/250 ISO 250

Диагональные лучи, идущие из верхнего правого угла кадра ведут взгляд зрителя к центру фотографии, яркому пятну заходящего солнца

Nikon D7500 + AF-S DX NIKKOR 18-140MM F/3.5-5.6G ED VR f/9, 1/200 ISO 320

Кроме прямых линий в пейзаже отлично работает принцип арабесок - извивающихся линий, которые уводят взгляд зрителя вглубь кадра. Единожды попав на такую кривую, взгляд цепляется за нее и не уйдет, пока не пройдет ее всю

Но если диагональные линии проводят взгляд, то горизонтальные рубят композицию. И, тем не менее, пейзаж, основанный на повторении горизонтальных линий, может, как по ступеням, уводить взгляд зрителя от переднего плана к дальнему.

Nikon D7500 + AF-S DX NIKKOR 18-140MM F/3.5-5.6G ED VR f/11, 1/500 ISO 200

Nikon D7500 + AF-S DX NIKKOR 18-140MM F/3.5-5.6G ED VR f/10, 1/320 ISO 125

Здесь я описал несколько самых базовых приемов композиции, которые помогут вам вырваться с “плато правила третей” и начать совершенствоваться, искать интересные ракурсы и экспериментировать с ними. Впрочем, важно понятно, что как бы ни было важно знание правил, не менее важно понимать и чувствовать композицию. Когда вы пишите текст, вы не задумываетесь над каждой буквой, в просто интуитивно расставляете их в нужном порядке.

Композиция - это такой же язык, только визуальный.И освоить его можно только практикой. Смотрите красивые фотографии и картины талантливых художников и пытайтесь прочувствовать гармонию (или, наоборот, дисгармонию) в них. И тогда вам не понадобится сетка с какими-то надуманными третями и сечениями в вашем видоискателе.

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Панорамная съемка

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Панорамная съемка

Техника съемки3 мес. назад
Известно, что панорамная съемка применяется в том случае, когда угол обзора объектива недостаточен д...
Максимальная глубина. Съемка со стекингом или сдвигом фокуса

Максимальная глубина. Съемка со стекингом или сдвигом фокуса

Техника съемки4 мес. назад
Вы когда-нибудь попадали в ситуации, когда глубины резко изображаемого пространства (или просто ГРИП...
Обработка пейзажа с помощью яркостных масок

Обработка пейзажа с помощью яркостных масок

Техника съемки4 мес. назад
В предыдущем материале мы разобрали, как подготовиться и снять красивый ночной пейзаж, а сейчас мы н...
Как сшивать панорамы без проблем и нестыковок?

Как сшивать панорамы без проблем и нестыковок?

Техника съемки1 год назад
Большую часть своих последних опубликованных снимков я сделал в «панорамной» технике, т.е. сшивал вм...
Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Натюрморт

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Натюрморт

Техника съемки1 год назад
Известно, что, в отличие от пейзажной или репортажной съемки, где нужно вовремя успеть сделать снимо...
Звезды в кадре. Учимся астрофотографии

Звезды в кадре. Учимся астрофотографии

Техника съемки2 года назад
Что может быть прекраснее звезд? Только их фотографии! Тема нашей новой Магистратуры Nikon — одна из...
Крупноформатная макросъёмка: фантастический эксперимент с фотографией на мокрых  пластинах.

Крупноформатная макросъёмка: фантастический эксперимент с фотографией на мокрых ...

Техника съемки3 мес. назад
Австрийский фотограф Маркус Хофстаэттер решил найти способ съемки макроснимков на мокрой пластине бо...
Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 1 - как снимать, когда без «негра» птичка вылетает не туда?

Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 1 - как снимать, когда без «негра» птичка выл...

Техника съемки4 года назад
Вся фотографическая премудрость по Сахарову укладывается в несколько афористичных фраз и рассчитана,...
Фишай vs ширик для панорам: почему samyang 8mm must have

Фишай vs ширик для панорам: почему samyang 8mm must have

Техника съемки1 год назад
Сегодня видео о том, что фишай круче всего для съемки панорам и почему я считаю Samyang 8mm 3.5 umc ...
Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 2  - как снять собаку, пока она не убежала?

Мастер-класс Игоря Сахарова. Часть 2 - как снять собаку, пока она не убежала?

Техника съемки4 года назад
Процесс обучения на мастер-классе Игоря Сахарова иногда превращался в коммерческую съемку прямо на г...
СЪЕМКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦВЕТНЫХ ГЕЛЕВЫХ ФИЛЬТРОВ

СЪЕМКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦВЕТНЫХ ГЕЛЕВЫХ ФИЛЬТРОВ

Техника съемки1 год назад
Иногда я ловлю себя на мысли, что во время аналогичных съемок использую наработанные схемы и установ...
В зоне холода. Как фотографировать зимой?

В зоне холода. Как фотографировать зимой?

Техника съемки4 мес. назад
Каждое время года требует от фотографа разных навыков и разного подхода к съемке. И самой требовател...
Уроки Розова: главное в кадре. Часть 1

Уроки Розова: главное в кадре. Часть 1

Техника съемки4 года назад
Композиционная грамотность таланта не заменяет. Ее можно сравнить с мастерством оратора, заставляюще...
Улучшаем композицию.Советы по использованию камеры EOS

Улучшаем композицию.Советы по использованию камеры EOS

Техника съемки1 год назад
Свобода творчества и выражения эмоций — одна из прекрасных сторон фотографии. Поэтому советы по прим...
Правильный штатив (головка) для съемки панорам / пейзажей

Правильный штатив (головка) для съемки панорам / пейзажей

Техника съемки1 год назад
Небольшое видео, о кастомной панорамной головке, которую я собрал из разных частей за 8 лет занятия ...
Композиция в пейзажной фотографии
Антон Агарков

Комментарии

Отправить