Взгляд на мир «рыбьим глазом»

За время, прошедшее с того дня, когда человек впервые получил фотографическое изображение, техника для светописи прошла огромный путь эволюции. В том числе и основной элемент этой техники — ее глаз, объектив. В настоящее время существует множество объективов, различающихся по области применения, фокусным расстояниям, светосиле, оптическим схемам да и по габаритам и весу в конце концов! И от примитивного пинхола ценой в пару-тройку долларов до супертелеобъектива за несколько десятков тысяч долларов расстояние такое же, как от первого колеса древнего человека до космической орбитальной станции. И все же в этом видовом разнообразии есть класс объективов, который стоит особняком.

Текст и фото: Арсен Алабердов.

ОГНИ БОЛЬШОГО ГОРОДАFisheye, или «рыбий глаз» (а именно так звучит его название в переводе с английского), — класс объективов, пожалуй, самый неоднозначный и, наверное, самый недооцениваемый. Термин fisheye придумал в 1906 году американский физик-оптик Роберт Вуд для объективов со сверхшироким углом, создающих характерное полусферическое изображение, предположительно похожее на то, как рыба видит небо из воды. Такой объектив понадобился Вуду для ряда экспериментов, а практическое применение этого объектива началось в 1920 году в метеорологии для изучения движения облаков. Массовое производство фишаев для фотографии началось в начале 1960-х, и какое-то время они были в моде из-за необычного и очень броского характера изображения. Со временем мода прошла, но объективы такого рода заняли свое уникальное место в фотографическом инструментарии.

Теперь стоит разобраться, что же это такое — фишай. Этот тип объективов относится к сверхширокоугольным: угол охвата изображения составляет примерно 180 градусов. В этом главное его отличие от обычной оптики: широкоугольники с таким же ФР обеспечивают меньший угол. Другое отличие в том, что в фишае нет линз, корректирующих искажения, и поэтому изображения, полученные с его помощью, имеет характерную сильную сферическую дисторсию.

С углом охвата связана первая трудность, с которой может столкнуться новичок при выборе подобного объектива. Кроме деления на фиксы и зумы, они делятся по типу получаемого изображения на циркулярные и диагональные. Картинка диагонального фишая имеет угол 180 градусов по диагонали — отсюда и название. Картинка циркулярного представляет собой круг, вписанный в прямоугольник изображения, получаемого с матрицы, и имеет угол в 180 градусов по всем направлениям. Но при покупке нужно знать, для какого формата камер предназначена выбранная вами модель, так как циркулярный фишай для полного кадра на камере с кропнутой матрицей превращается в некоторое подобие диагонального, а диагональный — и вовсе в широкоугольник с заметной сильно выраженной дисторсией. Но главные сложности, конечно, начинаются при съемке. Фишай дает огромное поле зрения, в корне отличающееся от того, что вы можете увидеть в реальности. Кроме преимуществ, это создает ряд проблем. Начиная с самых банальных — угол обзора настолько велик, что фотографу приходится заботиться о вещах, думать о которых до того даже в голову не приходило! Например о том, чтобы в кадр не попадали собственные руки, ноги или даже козырек от кепки! При использовании штатива нужно следить за расположением ножек, если, кончено, их присутствие на фотографии вами не запланировано.

Другая особенность будет неприятна для фотографов, привыкших использовать в работе фильтры. Внешняя линза объективов этого типа имеет сильно выпуклую форму, что делает невозможным применение фильтров на большинстве современных моделей. Лишь на некоторых (например, на отечественном «Зенитаре») предусмотрена возможность установки фильтров со стороны байонета.

Эта же самая характерная форма делает проблематичной съемку в плохих погодных условиях: малейшие признаки снега и дождя тут же оставляют следы на рабочей поверхности. Бленда, частично решающая проблему, в случае с фишаем, как вы понимаете, не поможет. Сверхширокий угол делает ее применение невозможным. Та бленда, которая есть в частности на используемом мной зуме Pentax DA 10-17/3,5-4,5 настолько мала, что блендой ее можно назвать лишь условно. К тому же выпирающая передняя линза и в обычных условиях очень подвержена загрязнению. И опять же выручающий в таких случаях защитный фильтр, как уже было сказано выше, на фишае неприменим.

Еще одной особенностью «рыбьего глаза» является его глубина резко изображаемого поля. Надо ли говорить, сколь важной составляющей зрительного восприятия является малая ГРИП. Добиться такого эффекта в нашем случае не удастся: даже на открытых диафрагмах резкость будет практически одинаковой на расстояниях от нескольких десятков сантиметров и до бесконечности. Так что красиво размытый фон получить не удастся!

Отдельного слова заслуживает съемка спортивных сюжетов — пожалуй, самая традиционная область применения подобной оптики. Сложность в этом случае состоит в том, что для получения характерной «фишайной» картинки фотограф должен приблизиться к объекту съемки на максимально близкое расстояние. Хорошо, если вы снимаете соревнования по шахматам, а если нет? В любом другом виде спорта такие ракурсы грозят травматизмом как фотоаппаратуре, так и самому фотографу! В моей практике был случай, когда мне чувствительно досталось ручкой спортбайка на соревнованиях по стантрайдингу (исполнению трюков на мотоциклах). А уж сколько раз обдавало пылью и гравием на мотокроссе…

Но все перечисленные сложности — лишь технические нюансы. Основная проблема при съемке фишаем заключается в том, что это совсем другой взгляд. Даже самые обыденные вещи, даже самые простые сюжеты в интерпретации «рыбьего глаза» меняются до неузнаваемости. Все, что вы знали до этого о правилах фотографии, о перспективе, о построении кадра, в случае с этими объективами перестает работать. Но ведь если задуматься, в этом-то и состоит прелесть фишая — в нарушении всех правил и привычных взглядов! В способности преобразить обыденность — иногда до неузнаваемости. И даже те недостатки, о которых было сказано выше, можно превратить в достоинства. Например, снять завораживающую горную панораму с собственными ботинками, свисающими с обрыва. Или пейзаж с цветком на переднем плане и заснеженными вершинами на заднем — глубина резкости позволит это сделать. К тому же даже для этого объектива существуют правила и закономерности, освоив которые можно управлять получаемым эффектом. Я, например, в своей практике очень часто использую фишай в съемке пейзажей, причем по некоторым снимкам трудно понять, что они сделаны именно фишаем. Это связано с особенностями изображения: сильно искажаются объекты, расположенные ближе к краю. Находящиеся же по центру искажены только в том случае, если находятся достаточно близко к точке съемки. Соответственно, если снять пейзаж, в котором нет объектов на переднем плане, а также вертикальных или горизонтальных объектов у его краев, то он получится вполне «классическим». И наоборот: если расположить на переднем плане какой-то объект (например, одиноко стоящее дерево) или же сделать снимок в лесу, то можно получить интересный, весьма эффектный снимок.

Очень выразительным инструментом становится линия горизонта: если расположить ее выше середины кадра, получается выпуклая линия (при взгляде на такие кадры так и хочется воскликнуть: «Она действительно круглая»!); если ниже — соответственно, вогнутая, ну а если расположить точно по центру, то горизонт получится привычным, ровным. То же самое касается и архитектурной съемки: можно делать характерные «гнутые» фото или получать практически «нормальные» фотографии тех же небоскребов «Москва-Сити» (правда, для этого иногда все-таки может понадобиться небольшая коррекция в графическом редакторе).

Возникает вопрос: зачем использовать фишай для получения «нормальных» изображений? Все дело в угле обзора: фотограф имеет возможность сделать панорамный кадр одним нажатием кнопки спуска. Это хорошая альтернатива панорамной съемке при отсутствии времени, штатива или просто желания. К тому же хороший «рыбий глаз» имеет специальное многослойное покрытие, которое позволяет спокойно снимать против солнца, и я часто умышленно включаю его в кадр. Снимки с шестилучевой сияющей звездой по имени Солнце на синеве неба выглядят очень эффектно.

Таким образом, зная и умело применяя особенности фишая, им можно снимать в любом жанре — даже в свадебной и портретной фотографии. И в любой жанр он вносит свежесть и нестандартность, заставляет экспериментировать, искать новые ракурсы. Вы готовы к этому? Значит пора в магазин — выбирать «рыбий глаз»! А выбирать, к счастью, есть из чего. Неважно, камерой какого бренда вы пользуетесь, неважно, полнокадровая она или нет, — вы всегда сможете выбрать фишай на свой вкус и кошелек. Возможно, кто-то сразу замахнется на великолепный Canon EF 8-15 mm f/4 L Ficheye USM — зум из легендарной серии L, с ультразвуковым приводом, ценой в 50 тысяч рублей, но начинающим целесообразно приобрести что-то побюджетнее, например, упоминавшийся в статье MC Зенитар 16 мм f/2,8 российского производства или белорусский MC Пеленг 8 мм f/3,5 А. Также не сильно обременят бюджет Samyang 8 mm f/3.5 AS IF MC Fish-eye CS или однотипный Bower MF 8/3.5 Fisheye, но при этом нужно помнить, что все они представляют собой неавтофокусные объективы. Промежуточным решением являются объективы более именитых производителей — это Tokina AT-X 107 DX AF 10-17 mm f/3.5-4.5 Fish-Eye либо целый ряд моделей от SIGMA, в том числе уникальный Sigma AF 4.5 mm f/2.8 EX DC HSM — циркулярный фишай для фотоаппаратов формата APS. Возможно, став счастливым обладателем одного из них, через некоторое время вы, так же как и я, не будете выходить на фотоохоту без фишая в кофре.

 

ОГНИ БОЛЬШОГО ГОРОДА

1. Фрески Дионисия. Монастырь в деревне Ферапонтово является одним из памятников истории, включенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Удалось включить в изображение максимально возможную часть помещения, при этом дисторсия не только не мешает, но и придает картинке выразительность. Камера Pentax K5, объектив SMC Pentax DA 10-17/3,5-4,5 Fish Eye.

Хран

2. Храм. С помощью особенностей объектива удалось поместить в кадр с небольшого расстояния не только сам величественный храм, но и красивейшую окружающую панораму. Обрезав малоинформативные верхнюю и нижнюю части кадра, мне удалось усилить эффект панорамного кадра. Камера Pentax K20D, объектив SMC Pentax DA 10-17/3,5-4,5 Fish Eye.

Йоер и стрекоза

3. Йоер и стрекоза. Граффити и йойинг — характерные направления молодежной субкультуры, и фишай как нельзя более подходит для их съемки. Так же, как и они, «рыбий глаз» нарушает правила и бросает вызов устоям.

Мой друг, умеющий летать

4. Мой друг, умеющий летать. Изогнутая линия горизонта гармонично перекликается с дугой крыла параплана, являясь как бы его зеркальным отражением. Облачное вечернее небо добавило картинке драматизма. Камера Pentax K5, объектив SMC Pentax DA 10-17/3,5-4,5 Fish Eye

Вологда

5. Вологда. Такое изображение — одна из изюминок фишая. Вот такую картинку уже невозможно получить ничем другим. Вообще с фишаем стоит чаще смотреть вверх — можно увидеть много интересного и необычного! В данном случае удалось вместить в кадр (причем довольно эффектно) строения, расположенные ровно в противоположных направлениях от точки съемки. Камера Pentax K5, объектив SMC Pentax DA 10-17/3,5-4,5 Fish Eye

В мире зеркал

6. В мире зеркал. Огромный угол «рыбьего глаза» позволил поместить в кадр и небоскребы, и их отражение в воде. Расположение линии воды близко к середине кадра, вертикальная ориентация и линии зданий, не приближающиеся к зонам наиболее сильной дисторсии — краям, позволили получить практически «нормальное» изображение. Камера Pentax K5, объектив SMC Pentax DA 10-17/3,5-4,5 Fish Eye

Кирилло-белозерский монастырь

7. Кирилло-белозерский монастырь. Следы обуви и снегоходных гусениц на переднем плане придали снимку объем. Здесь видна невероятно большая глубина резкости фишая: четкими, без всякого намека на замыленность, получились как снег под ногами, так и стены и башня монастыря на заднем плане, в сотнях метров от объектива. Камера Pentax K5, объектив SMC Pentax DA 10-17/3,5-4,5 Fish Eye

Одиночество

8. Одиночество. Снимок был сделан в Западном Казахстане. Тут также очень кстати оказались и большая ГРИП, и большой угол — он позволил, поместив маленький росточек на передний план, показать как можно больше пространства вокруг, усилив этим эффект одиночества. Камера Pentax K7, объектив SMC Pentax DA 10-17/3,5-4,5 Fish Eye

Устремленные в небо

9. Устремленные в небо. Размещение линии горизонта вплотную к нижнему краю кадра позволило эффектно ее изогнуть. При этом небо получилось огромной сферой, в которую устремлены высотки из стекла и бетона. Камера Pentax K5, объектив SMC Pentax DA 10-17/3,5-4,5 Fish Eye

Паутина

10. Паутина. Этот мост, называемый Живописным, — излюбленный объект съемки. Но именно с помощью фишая удалось получить снимок, в котором ванты расходятся в небе, как раскинутые сети паутины. Изогнутая линия горизонта здесь так же сочетается с дугой ажурной металлической конструкции и придает картинке динамику. Камера Pentax K5, объектив SMC Pentax DA 10-17/3,5-4,5 Fish Eye

ОГНИ БОЛЬШОГО ГОРОДА

11. Огни большого города. Снимок сделан со штатива на длинной выдержке. Небольшая дисторсия заметна, но не портит общего впечатления от кадра. Для того чтобы снять этот сюжет другим объективом, понадобилось бы сделать панораму из нескольких кадров. Мало того что это гораздо более длительный процесс, который в дальнейшем еще потребует кропотливой работы в редакторе, но и сама съемка в такое время нескольких кадров с выдержками от нескольких десятков секунд до нескольких минут вызывает определенные сложности. Освещение за время, которое пройдет от первого и до последнего кадра, может очень сильно измениться. Камера Pentax K5, объектив SMC Pentax DA 10-17/3,5-4,5 Fish Eye

Фотограф Дмитрий Гущин: как человек с фотоаппаратом становится фотографом

Фотограф Дмитрий Гущин: как человек с фотоаппаратом становится фотографом

Практика2 года назад
Каждую неделю мне приходится общаться со множеством людей, которые хотят научиться снимать (я препод...
Я | NIKON D5. За грань возможного на Формуле 1

Я | NIKON D5. За грань возможного на Формуле 1

Практика2 года назад
Команда фотографов Nikon продолжает освещать гонки «Формулы-1». В этот раз на гонке собралась солидн...
Canon: Ваши фотографии, наш выбор - «Узоры и текстуры»

Canon: Ваши фотографии, наш выбор - «Узоры и текстуры»

Практика2 года назад
В этом месяце Canon предложил забыть о цвете и сосредоточиться на узорах, текстурах и дизайне архите...
Альтернативные способы печати

Альтернативные способы печати

Практика6 лет назад
Интерес к старым технологиям съемки и печати в последние годы значительно вырос. Доказательство тому...
Дневная съемка Nikon DF: лица в рамке Хабаровска

Дневная съемка Nikon DF: лица в рамке Хабаровска

Практика4 года назад
Всего час времени был у меня в замечательном городе Хабаровске, по пути из Биробиджана в Амурск. Что...
Александр Железняк: главные правила трэвел съемки

Александр Железняк: главные правила трэвел съемки

Практика3 года назад
Стихию и дикую природу нужно уважать, даже побаиваться, но это не значит, что с ней не нужно контакт...
Таинство цвета: «Паспорта» цветов

Таинство цвета: «Паспорта» цветов

Практика6 лет назад
В этой статье мы продолжим разговор о цветовой гармонии и композиции. Совершенно очевидно, что в фот...
Экспедиция к берегам Гренландии

Экспедиция к берегам Гренландии

Практика3 года назад
Пейзажный фотограф и амбассадор Nikon Даниил Коржонов почти все время проводит в путешествиях по мир...
Я снимаю на Olympus. Фотограф Дмитрий Зверев: современным флагманом OM-D E-M1 работаю с декабря 2013 года

Я снимаю на Olympus. Фотограф Дмитрий Зверев: современным флагманом OM-D E-M1 ра...

Практика4 года назад
Сегодня мы начинаем цикл обзоров от известных фотографов, лауреатов всевозможных конкурсов, о том, к...
Я снимаю на Olympus. Фотограф Станислав Пучковский: больше всего меня поразили режим ночной сьемки и 5-осевой стабилизатор

Я снимаю на Olympus. Фотограф Станислав Пучковский: больше всего меня поразили р...

Практика4 года назад
Получив камеру OLYMPUS OM-D E-M1, я сразу провел несколько сьемок, на улице и в помещении, пробовал ...
Зажигаем день, зажигаем ночь. Съемка Nikon D5500 на природе с искусственным светом

Зажигаем день, зажигаем ночь. Съемка Nikon D5500 на природе с искусственным свет...

Практика3 года назад
Когда речь заходит о съемках с искусственным светом, на ум сразу приходит студия, уставленная стойка...
Я | ДУХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ. Южная Моравия

Я | ДУХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ. Южная Моравия

Практика3 года назад
Друзья, сегодня в рубрике мы покажем вам потрясающие снимки Влада Соколовского из фототура в Южную М...
Мастер-класс Рустама Хаджибаева в Петропавловске-Камчатском

Мастер-класс Рустама Хаджибаева в Петропавловске-Камчатском

Практика3 года назад
в Петропавловске-Камчатском прошел мастер-класс Рустама Хаджибаева, организованный компанией Nikon. ...
Съемка грудных детей

Съемка грудных детей

Практика3 года назад
Съемка грудничков – очень тонкое и непростое занятие для фотографа. Родители очень трепетно относятс...
NIKON ВЫСТАВКИ. Ростислав Машин

NIKON ВЫСТАВКИ. Ростислав Машин

Практика3 года назад
Мы продолжаем нашу новую рубрику, посвященную фотовыставкам: каждую неделю фотографы-профессионалы р...
Взгляд на мир «рыбьим глазом»
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить