Антон Агарков: съемка архитектуры

Среда обитания - основа нашей жизни. То, где мы живем, очень сильно определяет наше сознание. Может быть, именно поэтому архитектура является важной частью любого travel-репортажа. И сегодня мы с вами обсудим, как красиво и интересно снять архитектуру.

Текст и фото Антона Агаркова.

dsc_0960_jpg

Крепость Ичан-Кала в Хиве, Узбекистан, на рассвете. В мягких рассветных лучах она смотрится особенно интересно

Nikon Z7, Nikkor Z 24-70 f/4S, 26mm f/11, 1/160, ISO 160 

Давайте начнем с того, что любая архитектура - это в каком-то смысле пейзаж, а, значит, и снимать его надо, исходя из всех правил пейзажа. Гармоничная композиция, которая подводит взгляд зрителя к главному героя кадра - зданию. Никаких лишних объектов, отвлекающих внимание от нашего героя. И, конечно же, красивый свет, при котором наш главный герой будет выглядеть максимально выигрышно.

Вы можете снять здание в полдень. Свет будет плоским, холодным и контрастным. Но куда лучше выбрать время, когда солнце сядет пониже, и его свет станет не таким жестким и более теплым. В таком свете наш герой будет выглядеть гораздо интереснее.

Мечеть Хазрет-Хызыр в Самарканде, Узбекистан. Примерно 9 часов утра - рано, но недостаточно. Свет неплохой, но не идеальный. Впрочем, это все-таки лучше, чем снять это же здание в полдень, когда свет становится совсем жестким.

dsc_5417_jpg

Nikon Z7, Nikkor 70-200mm f/2.8G ED AF-S VR II @ 160mm, f/8, 1/500, ISO 125

 

Но и это еще не все. После заката, свет дня начнет стремительно меркнуть - начнутся сумерки или, как принято говорить у фотографов, синий час. Именно в синий час яркость света уходящего дня будет равняться с яркостью архитектурной подсветки. Это идеальное время, чтобы эту самую подсветку снять. В это время нужно действовать без промедления - синий час конечно называют часом, но, в зависимости от широты, длится он может от получаса до нескольких минут. В этот момент вы должны быть уже на точке в полной боевой готовности. 

dsc_5360-hdr_jpgМечеть Хазрет-Хызыр в Самарканде с ночной подсветкой, снятая в синий час. Яркость синего неба идеально сбалансирована с яркостью подсветки

Nikon Z7, Nikkor Z 24-70 f/4,  54mm, f/13, 1sec, ISO 64

 

Естественно, это требует подготовки. Как и любой природный пейзаж, архитектурная фотография требует разведки. Постарайтесь понять, где и во сколько произойдет рассвет и закат, откуда лучше всего снимать подсветку так, чтобы отдельные яркие фонари не слепили глаза, куда нужно мчаться на съемки синего часа.

dsc_5399-hdr_jpg

Та же самая мечеть, снятая слишком поздно - небо стало очень темным, подсветка - слишком яркой. Лучше до такого не доводить. Чтобы получить приемлемый результат, мне пришлось снять четыре кадра с разной выдержкой - от 1/6 до 30 секунд, и потом сшивать их в редакторе

Nikon Z7, Nikkor Z 24-70 f/4,  24mm, f/13, ISO 64

 

Любой город очень интересно смотрится с высоты, так что советую заранее посмотреть, есть ли в округе доступные смотровые площадки, можно ли подняться туда на рассвете или закате и остаться на синий час.

dsc_1092_jpg

Вид на Хиву с небольшого минарета у самых городских стен

Nikon Z7, Nikkor Z 24-70 f/4,  37mm, f/4,5, ISO 100

 

Но при всех сходствах с классическим пейзажем есть у архитектурной фотографии и одна важная особенность. Перспектива. Если мы снимаем здание снизу вверх, то из-за перспективных искажений вертикальные линии будут визуально сходиться к центру. Здания будут выглядеть наклоненными. Есть несколько вариантов, как с этим бороться.

Первый - снимать с учетом обработки. Не очень сильные искажения можно поправить на постобработке. А как именно, я расскажу в другом уроке.


dsc_2976_jpg

Мечеть Калян в Бухаре снята с небольшого приступка на противоположном здании. Этого оказалось недостаточно, чтобы полностью избавиться от перспективных искажений, поэтому их пришлось исправлять на постобработке

Nikon Z7, AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED,  14mm, f/5, 1/15, ISO 64

 

Второй - снимать с возвышения. Перспективные искажения появляются от того, что мы смотрим на вертикали под углом, отличным от 90 градусов. И чем больше этот угол, тем сильнее “завалы”. Если мы будем снимать здание издалека на длиннофокусный объектив, то мы без всякой обработки сможем свести искажения к минимуму.

Либо мы можем найти точку повыше, на которую мы сможем подняться и посмотреть на здание под тем самым углом 90 градусов, не поднимая и не опуская головы. Это может быть, например, балкон здания напротив. Конечно, чтобы попасть на такой балкон, нужно еще получить разрешение владельца этого самого балкона, но на что не пойдешь ради хорошей фотографии.

 

dsc_0746_jpg

Эта фотография сделана так, чтобы оптическая ось находилась под 90 градусов к фасаду здания. Это позволило избавиться от перспективных искажений. Обычно чтобы добиться этого, снимая с уровня земли, приходится включать в снимок “тяжелый” передний план, который занимает нижнюю треть или даже половину кадра

Nikon Z7, Nikkor Z 24-70 f/4,   24mm, f/4, 1/200, ISO 200

 

И еще один вариант - драматизировать искажения, довести их до абсолюта. А это сделать очень просто. Достаточно поставить широкоугльний объектив, подойти к объекту съемки поближе и посмотреть на него снизу вверх. Вы сразу увидите, как все вертикали устремятся в небо.

 

dsc_0887_jpg

Nikon Z7, Nikkor Z 24-70 f/4,   24mm, f/9, 1/100, ISO 160

 

То же самое касается не только съемки интерьеров, но и экстерьеров. Я очень люблю снимать интерьеры, особенно восточные, на широкоугольный объектив, играть с линиями.

 

dsc_5268_jpg
Nikon Z7, AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED @ 14mm, f/4, 1/20, ISO 1250

 

Если вы снимаете в подобном стиле, то для вас очень важно идеально отцентровать фотографию. Посмотрите, насколько более гармонично смотрится правая фотография по сравнению с левой.

 

Nikon Z7, AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED,  14mm, f/5, 1/20, ISO 800

 

Либо вы можете драматизировать эту асимметрию, довести ее до абсолюта, превратить архитектурный кадр в абстракцию. Чтобы зритель какое-то время думал, а что же вы ему тут показываете. Это заставит его дольше смотреть на фотографию, разглядывая детали.

 

dsc_5561_jpg

Nikon Z7, AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED,  14mm, f/5, 1/25, ISO 800

 

Кстати, о деталях. Уделите внимание и им. Помните, ваш зритель, как и вы, захочет рассмотреть все эти резные двери, плитки и орнаменты

Nikon Z7, различные объективы

 

Ну и последнее. Большинство фотографов старается сделать так, чтобы снимки архитектуры выглядели как фотографии из интерьерных журналов и каталогов недвижимости. Минимум людей, максимум прямых линий. Это неплохо, если вы хотите продать дом. А если хотите показать быт страны, куда вы приехали - не лучший выбор. Постарайтесь включить в кадр людей, которые занимаются своими делами, идут куда-то. Помните, любой город живет в первую очередь благодаря своим людям.

 dsc_0729_jpg

dsc_0938_jpg

dsc_1206_jpg

Nikon Z7 + Nikkor Z 24-70 f/4 S

Естественные эмоции или как начать путь в фотоанималистике

Естественные эмоции или как начать путь в фотоанималистике

Практика2 года назад
Хорошая фотография дикой природы всегда вызывает у зрителей яркие и позитивные эмоции. Насколько мно...
Почему просветление оптики важно для фотографии

Почему просветление оптики важно для фотографии

Практика2 года назад
В последние годы некоторые производители разработали новые просветляющие покрытия для своих объектив...
Сергей Горшков: Я заболел Камчаткой, думаю, надолго...

Сергей Горшков: Я заболел Камчаткой, думаю, надолго...

Практика8 лет назад
Больше всего Сергей любит фотографировать медведей. Он один из немногих фотографов, кому удалось под...
15 советов от Рози Харди о том, как добиться успеха в социальных сетях

15 советов от Рози Харди о том, как добиться успеха в социальных сетях

Практика5 лет назад
Амбассадор Canon Рози Харди из Великобритании является весьма востребованным фотографом. Она общаетс...
Городской пейзаж: как снимать этот странный город, где (как говорят) еще бродят медведи?

Городской пейзаж: как снимать этот странный город, где (как говорят) еще бродят ...

Практика11 лет назад
Съемка городского пейзажа дает фотографу большой простор для творчества. У каждого города есть свое ...
Съёмка на крупноформатную плёнку

Съёмка на крупноформатную плёнку

Практика3 года назад
Крупноформатная съёмка - это наиболее результативный и одновременно увлекательный способ создания фо...
Авиаспоттинг (советы начинающим)

Авиаспоттинг (советы начинающим)

Практика4 мес. назад
Авиаспоттинг (съёмка летательных аппаратов) ровно на столько распространён среди фотолюбителей, на с...
Фотопрактика с камерой Nikon D7200: серийный папарацци собрался на дело

Фотопрактика с камерой Nikon D7200: серийный папарацци собрался на дело

Практика9 лет назад
Съемка репортажей со спортивных и других мероприятий является одним из наиболее сложных жанров, треб...
Советы по съемке в студии от PRO фотографа Nikon Ольги Гладковой

Советы по съемке в студии от PRO фотографа Nikon Ольги Гладковой

Практика2 года назад
Начинающие фотографы зачастую боятся работать в студии, ведь существует столько нюансов, которые важ...
Негативное пространство: как добавить что-то из ничего

Негативное пространство: как добавить что-то из ничего

Практика2 года назад
Негативное (отрицательное) пространство - это мощная концепция в искусстве и фотографии, которая поз...
Фотографическая композиция: живая плоть фотографии

Фотографическая композиция: живая плоть фотографии

Практика11 лет назад
Композиция на латыни означает «соединение» — имеется в виду соединение в нечто цельное всех частей, ...
Портрет на природе

Портрет на природе

Практика3 года назад
Лето — идеальная пора для фотосъемки на природе. Цветущие сады и парки, обилие зелени и сочных красо...
Неуловимая красота поздней осени: съемка пейзажа на Nikon D5500 в самое сложное время года

Неуловимая красота поздней осени: съемка пейзажа на Nikon D5500 в самое сложное ...

Практика9 лет назад
С конца октября по середину декабря для пейзажиста начинается темное и грустное время. Золотая осень...
Летим на луну: 8 советов по фотосъемке луны

Летим на луну: 8 советов по фотосъемке луны

Практика3 года назад
Будь то сияющая оранжевым светом сфера, возвышающаяся над горизонтом, или очертания серебристого мес...
Основные принципы съёмки на инфракрасную плёнку

Основные принципы съёмки на инфракрасную плёнку

Практика3 года назад
Инфракрасная фотография всегда была уникальным и нишевым видом искусства, позволяющим фотографу созд...
Антон Агарков: съемка архитектуры
Антон Агарков

Комментарии

Отправить