Фотограф Дмитрий Гущин: как человек с фотоаппаратом становится фотографом

Каждую неделю мне приходится общаться со множеством людей, которые хотят научиться снимать (я преподаю профессиональное мастерство в двух фотошколах столицы). У них разные профессии и возраст, главное, что все они уже прошли через основное заблуждение большинства начинающих фотографов — иллюзию предельной простоты фотографии. Ведь казалось бы, чего тут сложного: вокруг столько всего — лишь успевай нажимать на кнопку и фиксируй то, что увидел. Но если вы человек со вкусом и требовательны к себе, полученные изображения, как правило, разочаровывают. Удивительно, с чего бы это, отчего получилось вовсе не так, как в журнале, который вы недавно листали. Вроде, все элементарно: вот стена, вот человек, и солнце сзади тебя — а на картинке вовсе не то, чего хотелось…

Дальше как в сказке: перед вами три дороги. Первая — забросить аппарат на полку, устыдившись результатов. Но ведь деньги на камеру потрачены, родственники замерли в ожидании, любимая собака так мило виляет хвостом. Второй путь — смирить гордыню и присоединиться к многомиллионной толпе, ежечасно фиксирующей семейные ценности и выдающуюся клубнику на своем огороде. И третий выбор — попробовать все же научиться снимать так, чтобы получать и от съемки, и от ее результата удовольствие, а порой и счастье. Об этом и поговорим.

Текст и фото: Дмитрий Гущин

Поэт

Дима Гущин, рекламный фотограф.
Бакалавр искусств.
В 2003 году закончил Институт искусств и дизайна (Kent Institute of Art and Design) в Англии, отделение рекламной фотографии. До этого учился во Frensham Heights School и Edward Greene’s Tutorial College в Оксфорде. Вернувшись в Москву, работал в штате издательского дома «Секрет фирмы» и журнала «Огонек». В последнее время сосредоточился на студийной работе, съемке портретов и фотографии моды и рекламы. Публикуется в журналах «Афиша», Madame Figaro, газете «Большой город», Forbes, Smart Money, «Свой Бизнес», «Трансаэро», SYNC, «Хулиган», STORY, SKIPASS, SMOKE, Total Football, «Яхты» и других. Среди клиентов только последнего года — рекламные агентства, компании Adidas, Nike, Chevrolet, Microsoft, Vogue Tobacco…

Фотовыставки:

2003 — «44», Angel’s street, Лондон.

2004 — «Барселона», Остоженка,
Москва.

2007 — «Удостоверение личности», галерея ProLab, Мосфильм, Москва.

2008 — «Норвегия», галерея Fotoloft, «Винзавод»,
Москва.

www.dimagushchin.com

Победа

О жизни без химер

Для начала о главных химерах, что преследуют начинающих. Первая из них — достаточно распространенное заблуждение, что качество снимков можно существенно повысить за счет их количества. Именно это вы прочтете практически в каждом учебном пособии. В таком подходе уже есть разумная составляющая: опыт каждой новой съемки позволяет понять механизмы получения того единственного кадра, который наиболее соответствует желаемому результату, которого так стремится добиться фотограф. Справедливости ради надо сказать, что количественный подход распространен даже среди профессиональных фотографов. Скорее всего, если вы зададите вопрос какому-нибудь состоявшемуся фотографу, как усовершенствовать технику съемки, то в большинстве случаев ответ будет один — снимать как можно больше. Это действительно работает, но количество обычно очень медленно переходит в качество. К тому же много часов придется посвятить не столько самому процессу фотосъемки, сколько дальнейшему анализу ее результатов. Опыт показывает, что лишь единицы могут проявить завидную усидчивость и попытаться самостоятельно понять, что было сделано правильно, а что нет, какой кадр удачен, а какой можно смело отбросить. А такую работу нужно проводить изо дня в день до того времени, пока удачные кадры каждой съемки не будут превалировать над неудачными, то есть размытыми, неверными с композиционной точки зрения, с неправильной экспозицией или просто неинтересными и скучными.

Если честно, я не сторонник этого метода, поскольку самостоятельно, без опытного наставника и знаний того, что сделано не так, обучение может вообще не дать результатов. Элементарное отсутствие понимания зрительного восприятия вашей фотографии другими, не родственниками или знакомыми, а профессионалами, не позволит вам сделать шаг вперед, а затормозит на месте. Вы хотите быть похожими на японских туристов-фотографов, которые снимают все подряд?

Щелкунчик. Из серии "Страх и Ненависть".

Крутые камеры

Еще одно распространенное заблуждение в среде будущих фотографов — желание приобрести самую лучшую фотокамеру. Каждый из нас в какой-то момент решает, что для дальнейшего развития ему жизненно необходима профессиональная фотокамера. На эту удочку попадался и я сам. Каждый раз, открывая журнал и просматривая технические характеристики новых фотоаппаратов, я говорю: «Хочу!». И лишь через некоторое время могу взглянуть на вещи более трезво. Ведь это примерно то же самое, как если бы вы решили, что для того, чтобы стать великим писателем, вам всенепременно нужно купить самый крутой ноутбук.

Покупка дорогостоящего фотооборудования на начальном этапе скорее всего окажется пустой тратой денег. Новейший фотоаппарат сам по себе не улучшит композицию вашего кадра, не сделает его более красивым и правильным с технической точки зрения. Погоня за пикселями — это миф, а профессиональный фотоаппарат в руках новичка — плацебо, пустышка, которая сама по себе не способна вылечить, а может лишь придать некую, на самом деле ничем не обоснованную уверенность. Да, качество некоторых изображений, несомненно, улучшится, но их визуальная и смысловая составляющие останутся на прежнем уровне.

Не так давно в рамках рекламного проекта для фирмы Nike я сделал фотографию, которая понравилась и заказчикам, и мне. На экране древнего советского «Рубина» неистовствовал болельщик, иллюстрируя истину: увлечение спортом — это на все времена. Уверяю вас, эту фотографию вполне можно сделать и «Сменой», и «Фотокором» выпуска 1930-х годов. Причина ее успеха — в атмосфере, эмоциях, которые вызывает снимок.

Зачем я все это так долго рассказываю, объясняю, казалось бы, и так понятные и простые, а потому ненужные вещи? Да потому, что практически все мои ученики убеждены: желание, количество кадров и хорошая техника — это все что нужно для того, чтобы стать профессиональным фотографом. И весь процесс обучения — это попытка разбить уже сложившиеся у них иллюзии и стереотипы.

Хотите заочно поучаствовать в этом процессе? Отлично, отложите в сторону фотоаппарат, возьмите в руки ручку и листок бумаги и начните думать! Любой успешный фотограф начинает с идеи.

Бешенные Псы. Из серии "Страх и Ненависть".

Кризис идей

Каждый фильм начинается со сценария, то есть с идеи. Сценарий читают и режиссер, и множество его ассистентов. После того, как выбраны места съемок, проведены кастинг и другие подготовительные работы, начинается съемочный процесс. И только тогда на сцене появляются камера и господин оператор. Лично я убежден, что хороший фотограф — это сценарист, режиссер и оператор в одном лице. Почему я это говорю? Увы, сегодня есть тенденция в профессиональном сообществе воспринимать фотографа как приложение к камере. Его вызывают, когда все уже придумано, «нажми на кнопку — получишь результат». Но стоящий мастер должен сражаться за право многое делать самостоятельно и полноценно участвовать в подготовительном процессе.

Итак, предположим, что дядя Коля фотографирует своего песика. Шарик фотогеничен, дядя Коля правильно ставит свет и грамотно строит кадр. Дворняга в кадре лижет лапу — и дядя Коля нажимает на кнопку. Все прошло замечательно, и дядя Коля с гордостью приносит мне этот кадр. Я прошу объяснить смысл этой съемки, и все, что я в ответ получаю от дяди Коли, — слова о том, что песик такой милый. Таких милых псов миллионы, равно как и подобных кадров. Ценность этого снимка нулевая, поскольку нет идеи.

Непонятно, зачем и почему дядя Коля решил сфотографировать собачку и что он хотел этим сказать. Просто сделать фото для собственного альбома? Расскажите собачью историю, расскажите, как вы его любите, что он для вас значит. Пока это просто собака, которая лижет лапу, ни мне, ни кому-либо другому этот снимок неинтересен. Дело даже не в объекте съемок! Хотите снимать Шарика — снимайте! Но продумайте, как в картинках можно передать ваши чувства к нему, как двумя-тремя кадрами рассказать историю, раскрыть характер, передать настроение.

На данном этапе меня интересует не столько грамотно выставленный свет и даже композиция кадра, сколько идея, история, особое индивидуальное восприятие и видение. Мне нужно что-то, что меня заставит запомнить снимок: это могут быть положительные или отрицательные эмоции, необычность подачи или содержания.

Из серии "Страх и Ненависть".

Рассказываем истории

Самая первая идея, которая чаще всего приходит на ум новичкам, — это некая история, рассказанная в хронологической последовательности. Например, человек спит, потом он встает с кровати и одевается. История? Вроде бы да, но ее ценность весьма незначительна. Приведу мой любимый пример хронологической фотосъемки — проект фотографа Кадира Ван Лойзена «Алмазы». Он проследил путь алмазов от грязной и тяжелой добычи в Анголе и Сьерра-Леоне до Великобритании, где уже бриллианты украшают шеи и уши престарелых светских дам на роскошных приемах. При этом он зафиксировал то, как их отбирают в Конго, ограняют в Индии, сортируют и продают в еврейских лавках в Америке. История показана через людей, а сами алмазы-бриллианты в ней второстепенны — они проводник, ход, связующее звено. Это сложная, но интересная история, это необычная идея, которую Кадир сначала придумал, а потом воплотил.

Совсем необязательно ехать за историей так далеко, она может быть рядом с вами, ведь история — это идея, необычный взгляд на повседневность, на окружающие нас события. Они могут быть шокирующими, они могут быть раздражающими, они могут быть курьезными или смешными. Вот вам пример — снимок мужчины в дорогом пальто и ружьем на плече. И лица не видно, и технически все сделано достаточно просто. Но мне кажется, вполне чувствуется настроение: богатый человек, боящийся своей страны и чужой для нее.

Возьмите бумагу и придумайте простую историю в два-три кадра. Нарисуйте ее, представьте, что могло бы сделать ее ценной, запоминающейся, обогатить ее содержание. Как вы собираетесь ее подавать? Возможно, все это покажется довольно простым вначале, но как только перед нами оказывается чистый лист бумаги и ручка, все становится ой как непросто. Для идеи нужно вдохновение, а вдохновение редко приходит в то время, когда человек сидит на диване перед телевизором. Впитывайте идеи, попытайтесь взглянуть на мир иначе, украдите понравившуюся вам идею, в конце концов, и попытайтесь повторить ее самостоятельно. Воспитывайте и формируйте собственный вкус, определите, что вам нравится, а что нет. Попытайтесь выработать собственный стиль — именно он залог вашего успеха в будущем, а обоснование и защита собственного стиля помогут понять, насколько он оригинален и жизнеспособен.

Фотограф Алексей Платонов

От сочинения к изложению

Ко мне часто приходят ученики и приносят, с их точки зрения, идею, но рассказать ее, донести ее до меня и других они пока еще не могут. Из-за этого у них часто не получается и воплощение. Учитесь продумывать до мельчайших деталей и отстаивать свою идею. Если идея хороша, вы искренне верите в нее и на уровне идеи способны защитить и отстоять — тогда воплощайте. Чем более проработана идея, тем легче для вас станет ее воплощение.

Идеей может стать уже сама форма подачи. Допустим, съемка на мобильный телефон или съемка скрытой камерой. Только здесь опять же важно понять, почему вы выбрали именно эту форму подачи, что вы хотите этим рассказать-передать.

Давно в Англии мне поручили сделать репортаж о гастролях русского цирка. Принес я снимки, где свет и радость, жонглеры и акробаты. Но сам чувствовал — что- то не то. Заказчик тоже подтвердил — стандартно, нет души. И я поехал с цирком по провинции, пожил с этими людьми. В результате появилось всего три фотографии, на которых арены вообще не было, были будни закулисья, простой быт бродяг-артистов, без прожекторов и мишуры. Я до сих пор люблю эту съемку: за ней читается настоящая жизнь.

Портрет худождника Вика Мюниса

Идея может быть изложена через предметы. Часто подобный ход становится лучшим способом рассказа о конкретном персонаже даже без его непосредственного участия. Вернусь к дяде Коле. С моей точки зрения, его любовь и восхищение собственным псом могли быть выражены совершенно по-другому, одним-единственным кадром — снимком серванта или шкафа, уставленного множеством фотографий этого самого Шарика, и одной-единственной, изображающей самого дядю Колю. Это лишь один из возможных ходов, существует множество других, возможно даже более удачных.

Не бойтесь придумывать и воплощать самые смелые ваши находки, избегайте банальностей. Как сценарист придумывайте и записывайте ваши истории на бумаге, не ленитесь как режиссер делать раскадровку и руководить главными героями, ну а потом как оператор приступайте к осуществлению идеи.

Еще раз скажу: хороший фотограф начинается с идеи, а не с покупки дорогостоящего оборудования. Мне кажется, что хороший фотограф рождается, когда у него появляется собственный стиль. А еще хороший фотограф — это осознанный выбор какого-то конкретного жанра, специализация. Не важно, репортаж это или портрет, пейзаж или интерьер. Мне, например, нравится делать портреты. Я не пытаюсь снимать людей красиво — мне намного важнее передать особенности каждого конкретного человека, его настроение, поймать момент, рассказать историю, пускай она даже бывает выдумана мной.

Как сделать хороший портрет и с какими сложностями вы можете при этом столкнуться?

Клоун

Портрет президента

Перво-наперво это опять же идея. При всей кажущейся легкости этого жанра на самом деле снять хороший портрет непросто. Прежде всего необходимо собрать довольно большое количество информации об этом человеке: кто он, чем он занимается, чем он отличается от других людей. Фотограф должен быть хорошим психологом и собеседником, ведь ему необходимо расположить к себе людей. Большинство из нас не любят фотографироваться, и требуется некоторое время для того, чтобы создать комфортную среду. Человек должен привыкнуть к вам, расслабиться, забыть о том, что вы его снимаете, перестать позировать и начать вести себя естественно.

Когда еще не было цифровых камер и фотографы снимали на пленочные фотоаппараты, у них не было возможности сделать огромное количество кадров, поэтому первые кадры делались без пленки. Пленка вставлялась в фотоаппарат в то время, когда человек привыкал к фотографу и начиналась настоящая «фотосессия». У меня часто бывало наоборот. Я говорил, что я выставляю свет и просто делаю несколько пробных кадров, а настоящая съемка начнется чуть позже, и человек не успевал начать позировать. Такие «пристрелочные» кадры часто оказывались лучшими из всей съемки.

В Москву как-то приехал знаменитый актуальный американский художник Вик Мюнис, меня попросили сделать его портрет, заранее предупредив, что расписание очень жесткое. Прихожу в назначенное время, Вик с готовностью принимает выразительные позы. Но я для начала заговорил с ним по-английски (очень важный момент: иностранцы в России ведут себя гораздо более искренне, когда уверенно говоришь с ними на их родном языке) и рассказал, как я лично воспринимаю его работы. Он действительно пытается проникнуть в суть предмета, плотно его почувствовать. И когда я достал банку с шоколадной пастой и рассказал о своем замысле съемки, Мюнис с удовольствием погрузил руку в шоколад. Съемка длилась часа два, все мероприятия были отменены, и, по-моему, Вик сам получал удовольствие от сессии.

Знаменитая «портретная» история связана со съемкой Владимира Путина для обложки журнала Time. Специально приехавшие в Москву корреспондент журнала и фотограф Платон три дня прождали в гостинице. Наконец им позвонили из Кремля и сообщили, что у них есть полчаса на интервью и фотосессию. При этом Платону разрешили снимать исключительно во время интервью. Каким-то образом он все-таки уговорил охрану, чтобы ему разрешили выставить свет в сторонке, но ему объяснили, что вряд ли Владимир Путин согласится на фотосессию. Сразу же по окончании интервью Платон спросил Путина, нравится ли ему Пол Маккартни. Путин ответил, что вырос на песнях «Битлз» и улыбнулся — момент был самый подходящий, и через пару минут Платон уже сделал три кадра, один из которых пошел на обложку Time.

Сделать хороший портрет начинающему фотографу на самом деле ненамного легче, чем Платону было снять портрет Путина. Для этого необходимо понять, как можно манипулировать человеком, научиться добиваться от того, кого вы снимаете, тех эмоций, которые вам требуются для выполнения задумки.

Для своей персональной выставки «Удостоверение личности» я снял портреты своих друзей-фотографов. Действительно, ведь мало кто представляет себе людей, ежедневно рисующих портрет мира. Может быть, я преувеличиваю, но кажется мне, что уже по лицу мастера можно догадаться о смысле того, чего он пытается добиться своим творчеством. И касается это не только фотографов.

Композиция и техника в портретной съемке во многом определяют способ подачи, но и они должны быть продуманы заранее. Универсальных советов нет — все зависит от ситуации, поэтому ищите подход, разрабатывайте идею и только потом берите в руки фотокамеру. Снимайте так, как будто у вас есть всего три кадра, один из которых обязательно должен выйти на обложке известного журнала и дать окружающим представление о той личности, портрет которой вы сделали.

Жуйте как следует

Закончу Чеховым. В его записных книжках есть фрагмент: «Жуйте как следует, говорил папа. И жевали как следует, и гуляли на свежем воздухе, и слушались родителей. И все равно вышли жалкими, бездарными людьми…».

Вы понимаете, что нет одного рецепта для достижения совершенства. Мы лишь затронули тему профессионального подхода к увлечению. Могу добавить только: чтобы научиться, надо учиться. Долго и тщательно, порой всю жизнь.

Фотограф Дмитрий Гущин: как человек с фотоаппаратом становится фотографом
Д Г

Комментарии

Отправить