Черно-белая фотография в цифровую эпоху. Часть 1: арт-рынок очень консервативен, а фотография большую часть истории была черно-белой

Каждую секунду по всему миру делаются тысячи цветных снимков. Цвет играет в них важную роль. Он показывает, какое платье было на вашей дочери, как выглядит море из окна отеля. В каталогах мы рассматриваем цвет ботинок и машин, платьев и ноутбуков. Профессионалы используют цвет, что бы показать характеристики и привлекательность товаров. Цвет несет важную информацию о нашем мире. Кроме того, цвет — это открытая эмоция.Однако на выставках и в галереях большая часть снимков — черно-белые. Об этом пишет Майкл Фриман в своей книге «Черно-белая цифровая фотография». Мы можем верить этому автору: он известный фотограф и настоящий знаток фотографии. Его книги — названную выше, а также «Дао цифровой фотографии. Искусство создавать удачные фотоснимки», «Взгляд фотографа. Как научиться разбираться в фотоискусстве, понимать и ценить хорошие фотографии» — я рекомендую прочитать каждому фотографу.

Текст: Евгений Артемов.

Фотограф Евгений Артемов окончил кинооператорский факультет ВГИК.

Работал кинооператором в Главной редакции телеинформации АПН.
С 1977 года член Объединенного комитета художников-графиков г. Москвы, работал в различных редакциях, издательствах, агентствах.

Участник многих фотовыставок.

Фотографии Е. Артемова хранятся в фондах Славянской библиотеки в Париже, Русского музея в Санкт-Петербурге, в частных коллекциях Франции, Германии, США, России.

В настоящее время — преподаватель фотошколы «СтудиА», www.f-f-f.ru

 

Фотография — всегда фрагмент нашего мира

В преобладании черно-белых фотографий есть две основные причины. Во-первых, арт-рынок фотографий очень консервативен, а фотография большую часть свой истории была черно-белой. Во-вторых, чтобы фотоснимок стал произведением искусства в традиционном понимании этого термина, он должен перестать быть простой репродукцией реальности. Он должен отличаться от нее.

Первое отличие — размер. Второе отличие: фотография — всегда фрагмент нашего мира. Она часть целого. Третье отличие — плоскостность фотографии и трехмерность реальности.

Существуют и другие важные отличия, однако они не очевидны для большинства зрителей. Но отличие черно-белого снимка от цветного объекта сразу бросается в глаза. Черно-белая фотография создает условность, помогает обобщению, помогает зрителю воспринимать изображенный объект как художественное высказывание, а не как окно в реальность.

Попросту говоря, в черно-белой художественной фотографии означающее не есть означаемое. То есть то, что мы снимаем, объект съемки, не тождественен теме снимка, авторской мысли, чувству, высказыванию.

 

1. Paul Roark, «Озеро тысячи островов»

 

Этот снимок Паул Роарк сделал на высокогорном плато Ansel Adams Wilderness, названном в 1984 году в честь Ансела Адамса, самого известного фотографа США. Плато — часть хребта Сьерра Невада в Калифорнии, входит в Йосемитский национальный парк. Озеро тысячи островов — излюбленный район съемки А. Адамса.

Паул Роарк сделал цилиндрическую панораму из 8 вертикальных кадров фотоаппаратом Leica M9 и собрал их в «Фотошопе». Главной проблемой обработки было получение хорошего контраста на небе, чтобы выделить легкие облака, подчеркнуть состояние рассвета в августе. Печать графитовыми чернилами «Eboni» на бумаге Arches Hot Press без покрытия для приема чернил. Цифровая технология.

 

Аналоговый и цифровой

Существует несколько методов получения черно-белых фотографий. Самый первый, исторический способ — аналоговый. Нужно снять сюжет на черно-белую пленку, проявить ее и отпечатать на традиционной черно-белой фотобумаге с проявкой, через увеличитель или контактным способом (наложив негатив на фотобумагу и прижав его стеклом). Аналоговая фотопечать воссоздает наибольшее количество полутонов. Аналоговые отпечатки обладают особой тонопередачей. Она и является своеобразным фирменным знаком традиционного фотоискусства. Обратите внимание, что аналоговый снимок не существует в цифровой форме, поэтому его можно оценить только в оригинале. Рассматривание отсканированного снимка на мониторе компьютера сразу переводит работу в разряд гибридных технологий.

Если у вас есть только цифровой фотоаппарат, то вы должны сделать цифровой снимок, перевести его в черно-белое изображение в какой-либо программе и либо рассматривать фотографию на мониторе компьютера, либо отпечатать полученное изображение с помощью фотопринтера.

 

2. Paul Roark, «Озеро Tenaya»

 

Высокогорное озеро, названное в честь индейского вождя Tenaya. Ансел Адамс много раз снимал озеро и его окрестности. Обычно снег закрывает дороги к озеру до июня.

Паул сделал вертикальную панораму из двух кадров и вручную совместил их в «Фотошопе».

Камера Leica M9, объектив 21 мм Biogon Zeiss, красный фильтр. Печать графитовыми чернилами «Eboni» по бумаге Arches Hot Press без покрытия для приема чернил. Цифровая технология.

 

Способы цифровой фотопечати

Существуют три основных способа цифровой фотопечати.

Во-первых, струйная цифровая печать с помощью струйного принтера. Этот способ наиболее богат полутонами, позволяет точно контролировать процесс и чаще всего используется для фотоснимков, предназначенных для галерей и коллекционеров.

Во-вторых, печать на различных лазерных принтерах. Чаще всего применяется для тиражной продукции, в оперативной полиграфии, для создания фотокниг. Качество изображения несколько ниже, чем при струйной печати.

В-третьих, существуют принтеры, которые печатают с цифрового файла на традиционную цветную фотобумагу с проявкой. Чаще всего мы сталкиваемся с такими снимками, когда отдаем отпечатать наши фотографии в обычные фотолабы. Помимо прочих, есть огромные принтеры фирмы DURST, печатающие на бумаге шириной около метра. Техническое качество этих отпечатков соизмеримо со струйной печатью, но в эстетическом плане существует множество тонких отличий.

Струйная печать дает большую резкость и детальность изображения. Цифровая печать с проявкой создает ощущение большего объема изображения. Струйная печать позволяет использовать бумаги с большим разнообразием фактур поверхности, в том числе и традиционные бумаги для художников, без специального покрытия. Цифровая же печать с проявкой ограничена в фактурах используемых бумаг, эти отпечатки всегда имеют несколько «синтетический», искусственный вид. Фирменные логотипы производителя на оборотной стороне бумаг с проявкой, полиэтиленовые покрытия лицевой и оборотной части, придают отпечаткам попсовый, ширпотребовский привкус. Так как черно-белое изображение печатается на цветной фотобумаге, за счет синтеза красителей, то отпечаток имеет различные оттенки при освещении его разными источниками света.

Если вы снимаете на фотопленку, затем сканируете слайд или негатив, получаете цифровой файл, а затем печатаете с помощью фотопринтера, то вы используете гибридную технологию. Она объединяет и достоинства, и недостатки аналоговой и цифровой техник. Такая технология обеспечивает хорошее качество изображения и удобна для различных задач.

Существует интересная разновидность гибридной технологии — печать через цифровой негатив. Цифровой негатив получается на специальной прозрачной пленке, чаще всего струйной печатью. Затем он накладывается на фотобумагу, печатается контактным способом, после чего отпечаток проявляется. Цифровой негатив может быть получен с любого цифрового файла. Прекрасный фотограф Георгий Колосов снял свою новую серию «Хорошая квартира» — в противовес булгаковской «нехорошей квартире» — цифровой фотокамерой. Затем он изготовил цифровые негативы и отпечатал с них позитивы на традиционных черно-белых фотобумагах с проявкой. Скоро мы сможем насладиться этой серией на выставке. Цифровые негативы могут быть использованы и в исторических техниках фотографии, например, в цианотипии, в бромо-масляной, карбоновой, платино-палладиевой фотопечати и других. Большинство черно-белых фотографий печатается сегодня гибридными технологиями.

 

3. Paul Roark, «Лисий хвост и циркулярный пик»

 

Лисий хвост — сленговое название засохших деревьев в высокогорье. Снимок сделан на высокогорном плато Золотая Форель. Камера Leica M9, объектив Zeiss 35mm f/2.8 Biogon, красный фильтр. Июнь 2012 года. Печать графитовыми чернилами «Eboni» по бумаге Arches Hot Press без покрытия для приема чернил. Цифровая технология.

 

Сохранность черно-белых отпечатков

Большое значение имеет долговечность черно-белых отпечатков. Галереи и коллекционеры, вкладывая средства в свои коллекции, хотят быть уверенными, что приобретенные ими фотографии не изменят своих свойств. Именно поэтому отпечатки 40×50 дюймов американского фотографа Грега Гормана (Greg Gorman) продавались в Москве за разную цену. Те, которые были отпечатаны архивными чернилами, — по 280 000 рублей за лист независимо от сюжета. Фотография Sam Farvar, отпечатанная еще в 1999 году чернилами, не соответствующими стандартам архивного хранения, была оценена в 160 000 рублей. Разница почти вдвое!

Наибольшей, практически неограниченной сохранностью обладают черно-белые фотографии, отпечатанные струйной печатью, по бумагам для художников, без специального покрытия для приема чернил. В этом случае используются графитовые чернила черного цвета. В них нет никаких красителей кроме мелко перемолотого графита. Для получения высококачественного изображения используются от 4 до 7 оттенков серого. Графитовые отпечатки по бумагам без покрытия можно промыть водой после печати — и в них не останется ничего, кроме бумаги и графита. Так же, как в рисунках старых мастеров эпохи Средневековья. Эти прекрасные рисунки сохранились до наших дней, им более 500 лет. Джон Коне (Jon Сone), американский фотограф и мастер фотопечати, отпечатал таким способом фотографии Грегори Кольберта (Gregory Colbert) для его замечательной выставки «Пепел и снег» (Ashes and Snow). Выставка поставила мировой рекорд по количеству зрителей, посмотревших экспозицию. Огромные фотографии отпечатаны на листах японской бумаги ручной выделки толщиной около 5 миллиметров графитовыми чернилами Piezographi.

Еще один пионер печати графитовыми чернилами — Паул Роарк (Paul Roark). Этот фотограф разработал собственный дизайн графитовых чернил под лейблом Eboni. Паул Роарк пользуется как гибридной, так и чисто цифровой технологиями создания черно-белого снимка.

На втором месте по сохранности — черно-белые фотографии, отпечатанные на черно-белой фотобумаге с проявкой. Из них лучше те, которые не имеют полиэтиленового покрытия. Такие отпечатки на традиционной бумаге с баритовым слоем стоят дороже. По всему миру имеется опыт их хранения и реставрации. Можно надеяться, что при правильном фиксировании и хорошей промывке они проживут более ста лет.

Самые большие проблемы с сохранностью имеют черно-белые отпечатки, сделанные цветными чернилами (это наиболее распространенный метод) на специальных бумагах для струйной печати, имеющих покрытие для приема чернил. Покрытие — самое слабое место триады бумага — покрытие — чернила, задействованной в струйной печати. Первые применимые на практике технологии струйной печати появились в США примерно в 1988 году, а массовая струйная печать — еще лет на десять позже. Поэтому, что бы ни заявляли фирмы-производители о многолетней сохранности струйных отпечатков, реального опыта их хранения еще нет.

Недавно в Галерее Классической Фотографии в Москве состоялась выставка великолепного итальянского фотографа Элио Чиол (Elio Ciol). На ней были показаны черно-белые фотографии, отпечатанные аналоговым способом, с черно-белого негатива через увеличитель, на традиционной фотобумаге с проявкой; фотографии, отпечатанные струйной печатью графитовыми чернилами и фотографии, отпечатанные цветными чернилами. Отпечатки на фотобумаге с проявкой были самыми пластичными, в них было больше всего полутонов. На втором месте были отпечатки, выполненные автором графитовыми чернилами. Отпечатки, сделанные цветными чернилами, были беднее всего полутонами. В сравнении с другими отпечатками изображение на них казалось шероховатым и рваным.

В следующей части статьи будет изложена подробная методика создания черно-белого изображения из цифрового файла.

 

4. Paul Roark, «Рассвет в лагере «Золотая Форель»

 

Лагерь «Золотая Форель» находится в высокой Сьерре в горах Сьерра-Невада. Неоднократно посещался Анселом Адамсом. Паул Роарк снял его камерой Rolleiflex GX на пленку 60 мм, с использованием объектива с фиксированным фокусным расстоянием 80 мм f/2.8. Пленка Kodak T-max 100.

Главной проблемой было так притемнить небо, чтобы иглы сосен остались светлыми. Применялись совместно оранжевый светофильтр и поляризационный светофильтр. Гибридная технология.

 

5. Paul Roark, «Ядовитый плющ и эвкалипт»

 

Паул Роарк использовал фотокамеру Rolleiflex GX и цветную негативную фотопленку Konica Impressia 50 (60 мм). Негатив отсканирован и использован зеленый канал.

В дальнейшем Паул отказался от такой технологии в связи с недопустимой, по его мнению, зернистостью при использовании одного канала. Интересно, что при увеличении в «Фотошопе» файла, присланного Паулом, до 100%, зерна не видно.

Паул Роарк — верный последователь Ансела Адамса и американской школы пейзажной фотографии. Наиболее известные свои фотографии Адамс снимал камерой 8×10» на негатив размером 20×25 см. Конечно, такие изображения абсолютно лишены зерна, они очень резкие и детальные.

 

6
7

6, 7. Георгий Колосов. Из серии «Хорошая квартира».

 

В отличие от Паула Роарка, наш известный и прекрасный фотограф Георгий Колосов считает, что зерно в фотографии должно быть. Оно помогает созданию условности, расширяет воспринимаемый диапазон полутонов за счет рандомизации — случайного распределения ошибок при при цифровой обработке изображения.

Фотографии сняты цифровым фотоаппаратом Pentax K7 с «китовым» объективом, на который был накручен эффектный фильтр Marumi Soft Fantasy. Внутрикамерная обработка, творческий режим «Софт» 3 ступени, ISO 1600. При дальнейшей обработке в «Фотошопе» основные усилия были направлены на устранение цифрового шума и артефактов изображения. С полученных файлов были изготовлены цифровые негативы на струйном принтере. С негативов были отпечатаны фотографии — контактным способом на черно-белой фотобумаге с проявкой. Гибридная технология.

 

8. Сергей Ткаченко. Никольская улица

 

Сергей Ткаченко — кинооператор, но последние 15 лет работает в области фотографии.

Виды старой Москвы Сергей снимает на черно-белую пленку отечественной панорамной фотокамерой «Горизонт 205». Фотокамера очень тяжелая, но резкая, снимает на пленку 60 мм. Оборудована механизмом вертикальной сдвижки объектива, что делает ее очень удобной для съемок архитектуры и городских видов. Негатив размером 60×130 мм сканируется и затем обрабатывается в «Фотошопе». Снимки тонированы в коричневатый тон, чтобы имитировать печать на хлоросеребряных фотобумагах с проявкой. Гибридная технология.

Панорамы Сергея Ткаченко, отпечатанные форматом более 2 метров по длинной стороне, украшают офисы крупнейших московских корпораций.

 

 

Фотограф Джошуа Пауль снимает Формулу-1 на камеру 1913 года.

Фотограф Джошуа Пауль снимает Формулу-1 на камеру 1913 года.

Практика5 мес. назад
Есть много фотографов, освещающих чрезвычайно популярный мир гонок Формулы-1, но ни один из них не с...
Солнце село - пошли на дело: съемка в ночном городе

Солнце село - пошли на дело: съемка в ночном городе

Практика6 лет назад
Наступил вечер. Солнце опустилось за горизонт, даря фотографу ускользающие минуты “режимного времени...
Черно-белая фотография в цифровую эпоху. Часть 2:  как создать черно-белый снимок из цифрового файла?

Черно-белая фотография в цифровую эпоху. Часть 2: как создать черно-белый снимо...

Практика4 года назад
Итак, вы решили попробовать черно-белую фотографию «на вкус». Это правильное решение. Только так худ...
Моделирование оконного света в студии

Моделирование оконного света в студии

Практика1 год назад
Одним из самых выразительных источников света для портрета является обычный естественный свет, особе...
Контровая и ночная съемка: светлая и темная сторона жизни

Контровая и ночная съемка: светлая и темная сторона жизни

Практика4 года назад
В этой статье я не буду подробно объяснять известные фотографические термины, поэтому сразу договори...
Я | В СЕРДЦЕ РОССИИ. Остров Ольхон

Я | В СЕРДЦЕ РОССИИ. Остров Ольхон

Практика3 года назад
Сегодня на кадрах Александра Атояна и Антона Агаркова, загруженных на интерактивную карту Я | В СЕРД...
Я снимаю на Olympus. Фотограф Дмитрий Зверев: современным флагманом OM-D E-M1 работаю с декабря 2013 года

Я снимаю на Olympus. Фотограф Дмитрий Зверев: современным флагманом OM-D E-M1 ра...

Практика4 года назад
Сегодня мы начинаем цикл обзоров от известных фотографов, лауреатов всевозможных конкурсов, о том, к...
Таинство цвета: «Паспорта» цветов

Таинство цвета: «Паспорта» цветов

Практика6 лет назад
В этой статье мы продолжим разговор о цветовой гармонии и композиции. Совершенно очевидно, что в фот...
Canon: Ваши фотографии, наш выбор - «Узоры и текстуры»

Canon: Ваши фотографии, наш выбор - «Узоры и текстуры»

Практика2 года назад
В этом месяце Canon предложил забыть о цвете и сосредоточиться на узорах, текстурах и дизайне архите...
Я | ДУХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ. Южная Моравия

Я | ДУХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ. Южная Моравия

Практика3 года назад
Друзья, сегодня в рубрике мы покажем вам потрясающие снимки Влада Соколовского из фототура в Южную М...
Альтернативные способы печати

Альтернативные способы печати

Практика6 лет назад
Интерес к старым технологиям съемки и печати в последние годы значительно вырос. Доказательство тому...
Cъемка дикой природы на Nikon DF: ты ее видишь, а она тебя - нет?

Cъемка дикой природы на Nikon DF: ты ее видишь, а она тебя - нет?

Практика4 года назад
Большая часть моей работы – съемка в российских заповедниках, в условиях экспедиций по описанию прир...
Мастер-класс Рустама Хаджибаева в Петропавловске-Камчатском

Мастер-класс Рустама Хаджибаева в Петропавловске-Камчатском

Практика3 года назад
в Петропавловске-Камчатском прошел мастер-класс Рустама Хаджибаева, организованный компанией Nikon. ...
Я | ФОТОГРАФ. Антон Агарков

Я | ФОТОГРАФ. Антон Агарков

Практика2 года назад
Фотограф Антон Агарков путешествует по самым прекрасным уголкам Земли, далеко не всегда доступным об...
Я | ФОТОГРАФ. Арсений Семенов

Я | ФОТОГРАФ. Арсений Семенов

Практика2 года назад
Друзья, в одном из наших материалов мы уже знакомили вас с творчеством Арсения Семенова. Ну а сегодн...
Черно-белая фотография в цифровую эпоху. Часть 1: арт-рынок очень консервативен, а фотография большую часть истории была черно-белой
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить