Cъемка дикой природы на Nikon DF: ты ее видишь, а она тебя - нет?

 

ОБЗОР * СПЕЦПРОЕКТ * ФОТОКОНКУРС

 

Большая часть моей работы – съемка в российских заповедниках, в условиях экспедиций по описанию природы разных регионов. Необходимо создавать изображения, рассказывающие о ландшафтах, растениях, животных, причем обязательно с элементами экологического просвещения. Это должны быть не просто красивые туманные или красиво размытые картинки, а обязательно узнаваемые виды, где будут переданы типичные представители природных зон страны.  

Мастер-класс ведет фотограф природы Андриан КОЛОТИЛИН

 

Место встречи с дикой природой изменить нельзя. Встреча состоялась. По ее итогам Андриан Колотилин нашел единомышленника.

 

Фотографии должны быть подготовлены не только для публикации в интернете, но и для печати в журналах, демонстрации на фотовыставках в большом формате, а значит быть высокого качества. Обязательно использовать широкоугольные объективы, макрообъективы, и, конечно, большие телевики для съемки животных и птиц. Все это снаряжение приходится носить в рюкзаке, возить на вездеходах, снегоходах, моторных лодках. Оборудование должно обладать высокой надежностью, ведь иногда заброска в район съемок сопряжена с многодневным трудом многих людей и преодолением труднодоступных участков.

Самая сложная часть работы в России – это наблюдения за дикими животными, причем не в абстрактных условиях, а на конкретной территории. Поведение живых объектов сложно предсказать иногда это всего лишь миг, который не повторить уже никогда.

Нерестящиеся караси движутся под водой и на секунду выныривают на поверхность, производя шум, вспенивая воду. Я применил длиннофокусный объектив AF-S Nikkor 500 1:4 G в сочетании с конвертором  TC 17EII. Благодаря этому удалось получить необходимое приближение к объекту, минимальная дистанция фокусировки получилась чуть более3 метров.  Сам сюжет требует применения следящей фокусировки AF-C.

Заранее мысленно произведем компоновку кадра и выберем не центральную, а смещенную влево точку фокуса, но не самую крайнюю. Крайняя фокусировочная точка всегда отличается пониженной точностью и быстродействием и в данном случае это необходимо учесть. Поскольку объект находится в воде, нам надо установить камеру как можно ниже к урезу воды, на штативе. Штативную головку не фиксируем, а фотоаппарат всегда удерживаем руками от непроизвольного падения.

Скорость работы затвора должна быть достаточно высока, чтобы заморозить воду, а съемка производится серией, со скоростью 5,5 кадров в секунду короткими очередями, длительностью по 2-4 кадра. Так стоит делать для того, чтобы потом выбрать наилучшую фазу движения объекта, но при этом не переполнять буфер памяти, чтобы камера всегда была готова к новому прыжку рыбы.

 

Фото 1. Нерест амурского карася.

Объектив AF-S Nikkor 500 1:4 G ED плюс конвертер TC-17EII, ISO 1600, выдержка 1/2000 s, диафрагма f/11 для увеличения глубины резкости.

 

Фото 1-2 cделано без следящей системы фокусировки.

 

Принципиально иная ситуация по использованию автоматической фокусировки складывается при съемке пугливых объектов из укрытия. Дальневосточный аист – исчезающая птица, находящаяся под международной охраной и фотографирование ее происходит под обязательным контролем ученых. Беспокойство на гнездовании должно быть полностью исключено. Съемка велась через частокол веток на переднем плане, из специальной заранее установленной палатки. Камера оставалась в палатке на природе несколько дней, фотограф заходил и уходил из укрытия под покровом ночи. Фотоаппарат и оптика испытали на себе суточные перепады температуры почти в 30 градусов и естественное выпадение росы.

В таких условиях автоматическая фокусировка невозможна или неточна. Качественно навестись на резкость по глазам птицы, помогла система Live View с полным увеличением участка изображения. Съемка велась короткой серией, чтобы устранить смазывание на столь большом фокусном расстоянии. При отборе выбирался не первый, а второй или третий кадр в серии.

 

Фото 2.  Дальневосточные аисты на гнезде.

Объектив AF-S Nikkor 500 1:4 G ED плюс конвертер TC-20EII, ISO 800, выдержка 1/2000 s, диафрагма f/9.

 

Съемку насекомых ранее рекомендовалось производить при невысокой чувствительности, чтобы сохранить мельчайшие детали. Это налагало определенные сложности, приходилось снимать пугливые объекты рано утром, со штатива, когда бабочки находятся в подобии анабиоза.

Теперь качество изображения на высокой чувствительности столь высоко, что можно производить съемку на любой чувствительности, но выбирать стоит наименьшую из возможных. Для того, чтобы исключить вибрации, желательно применить штатив, но это может вспугнуть редкую бабочку.

Поэтому, если объектив имеет возможность оптической стабилизации, надо ее обязательно применить. А съемку делать серией, ненадолго задержав дыхание. Затем, на компьютере выбрать тот снимок, где чешуйки крыльев получились без двойного контура.

 

Фото 3. Махаон Маака, эндемик Дальнего Востока.

Объектив AF-S Nikkor 70-200 1:4 G ED, ISO 640, выдержка 1/125 s, диафрагма f/5.6. 

 

Для проведения ландшафтной съемки русла Амура с высоты необходимо было подняться на полуразрушенную геодезическую вышку рано утром, пока воздух еще прозрачен и потоки испарений от водного пространства не искажают дальние планы. Главным фактором была компактность и небольшой вес оборудования. Длиннофокусный объектив позволил сжать расстояния и уместить в кадр предгорья Сихотэ-Алиня, Амур и устье реки Горин. 

Фото 4.Ландшафт Приамурья. 

Объектив AF-S Nikkor 70-200 1:4 G ED, ISO 400, выдержка 1/200 s, диафрагма f/11.  

 

Фото 4-1. Лес в Приамурье

 

Фото 4-2. Река Амур

 

В камере Nikon Df не предусмотрена автоматическая возможность съемки и сшивки панорамы. Но такая необходимость при съемке природных ландшафтов возникает очень часто, а результаты высокого разрешения востребованы для полиграфии и электронных путеводителей, виртуальных гидов. Отключив автоматическую фокусировку и установив ручной способ экспозиции, я сделал серию кадров. При помощи графического редактора панорама была собрана из пяти исходных кадров.

 

Фото5.Панорама

Объектив AF-S Nikkor 70-200 1:4 G ED, ISO 400, выдержка 1/320 s, диафрагма f/9.

Фото 5-1. Панорама

 

Съемку в полной темноте, в заброшенной штольне времен ГУЛАГа, которую я обнаружил в тайге,  мне пришлось проводить, освещая подземелье при помощи двух налобных фонариков, один из которых я разместил за поворотом каменного подземелья. По этому главному источнику я опытным путем определил экспозицию. Рекордно длительную выдержку мне удалось получить, применив простой механический тросик управления кнопкой спуска. Руки в подземелье при этом оставались свободными, я рисовал вторым фонариком, как кистью, обеспечив необходимую проработку переднего плана.

 

Фото 6. Штольня.

Объектив AF-S Nikkor 16-35 1:4 G ED, ISO 400, выдержка 130 s, диафрагма f/22 для увеличения глубины резкости, снижение контраста при помощи графического редактора.

Фотографирование мелких птиц с близкого расстояния длиннофокусной оптикой имеет свои особенности. Глубина резкости в данной ситуации столь мала, что если просто наводится по центральной зоне, снимок будет испорчен. Перья крыльев окажутся резкими, а глаз получится в зоне нерезкости. Приходится немного перемещать камеру, фокусируясь именно по глазам и чуть закрывать диафрагму.

Фото 7. Бурый дрозд, представитель мира птиц Дальнего Востока.

Объектив AF-S Nikkor 500 1:4 G ED плюс конвертер TC-17EII, ISO 1000, выдержка 1/320 s, диафрагма f/11 для увеличения глубины резкости).

 

Сверхширокоугольную оптику для ландшафтной съемки можно применять в том случае, если необходимо показать в кадре объекты переднего плана или избежать пустоты на переднем плане. Особенно полезен широкоугольный объектив в лесу, когда надо избежать хаоса пересекающихся лиан и стволов дикого леса и подчеркнуть сюжетно важную часть. В том случае, когда необходимо передать движение воды, стоит применить наименьшую из возможных значений чувствительность.  И конечно, обеспечить длительную выдержку для того, чтобы струи воды выглядели реалистично.

Если установить поляризационный фильтр, то он поможет управлять блеском влаги и отражением неба на листве, а заодно немного увеличит выдержку.

 

Фото 7-1. Ручей во влажном дождевом лесу.

Объектив AF-S Nikkor 16-35 1:4 G ED, ISO 100, выдержка 8 s, диафрагма f/22 для достижения длинной выдержки.

 

Конечно же, я применил надежный штатив, а вместо тросика использовал предварительный подъем зеркала и регулируемую задержку спуска 5 секунд. Можно было применить и тросик, но иногда, чтобы достать из рюкзака нужное приспособление, требуется больше времени, чем применение более простого решения.

Аналогичный прием применен при съемке ландшафта. Эта узкая полоса леса имеет определенное название и встречается именно в Приамурье. Показать редколесье можно было только в контровом закатном свете, а для того, чтобы избежать пустоты на переднем плане, я применил широкоугольный объектив.

 

Фото 7-2. Рёлка, узкая полоса дальневосточного леса.

Объектив AF-S Nikkor 24-70 1:2,8 G ED, ISO 800, выдержка 1/15 s, диафрагма f/20 для резкого изображения переднего плана.

 

 

ОБЗОР РЕПОРТАЖ В ОГНЕ * ДНЕВНАЯ СЪЕМКАСЪЕМКА НА ФУРШЕТЕ

Съемка дикой природы: осторожно, в кадре - зубр. И за кадром - тоже...

Съемка дикой природы: осторожно, в кадре - зубр. И за кадром - тоже...

Практика6 лет назад
Разная погода бывает при съемке дикой природы. Холод и снег, жара и пыль, комары, туман по утрам. Ко...
Я | СНИМАЮ СВАДЬБУ

Я | СНИМАЮ СВАДЬБУ

Практика2 года назад
Лето — сезон свадеб! И мы готовы знакомить вас с лучшими мастерами своего дела для вашего вдохновени...
Альтернативные способы печати

Альтернативные способы печати

Практика5 лет назад
Интерес к старым технологиям съемки и печати в последние годы значительно вырос. Доказательство тому...
Сергей Горшков: Я заболел Камчаткой, думаю, надолго...

Сергей Горшков: Я заболел Камчаткой, думаю, надолго...

Практика2 года назад
Больше всего Сергей любит фотографировать медведей. Он один из немногих фотографов, кому удалось под...
Натюрморт: мертвая натура или тихая жизнь?

Натюрморт: мертвая натура или тихая жизнь?

Практика4 года назад
Почти все традиционные жанры живописи в момент появления фотографии стали и ее традиционными жанрами...
Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Таймлапсы

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Таймлапсы

Практика2 года назад
Друзья, представляем вам мартовскую обучающую Магистратуру Nikon. На этот раз мы подготовили для вас...
Я снимаю на Olympus. Фотограф Даниил Конторович: Сейчас я практически всегда ношу с собой камеру OM-D E-M1 с этим зумом...

Я снимаю на Olympus. Фотограф Даниил Конторович: Сейчас я практически всегда нош...

Практика4 года назад
Прежде всего хочу поблагодарить компанию Olympus за возможность познакомиться и несколько месяцев по...
Архитектурная съемка Nikon D5500: снимайте дома, чтобы узнать, как живут люди

Архитектурная съемка Nikon D5500: снимайте дома, чтобы узнать, как живут люди

Практика3 года назад
Архитектурная фотография - понятие весьма широкое, но если взять хотя бы какую-то точку отсчета, что...
Рустам Хаджибаев: кинематограф - помощник свадебного фотографа

Рустам Хаджибаев: кинематограф - помощник свадебного фотографа

Практика1 год назад
Если завести разговор о том, что вдохновляет фотографа на творчество, то эта тема, на мой взгляд, пр...
Я снимаю на Olympus. Софи Черных: в камере OM-D E-M1 изображение получается сразу немного пленочным и еще более живым

Я снимаю на Olympus. Софи Черных: в камере OM-D E-M1 изображение получается сраз...

Практика4 года назад
В последнее время я решила дать себе передышку в фотосъемке концептуальных историй - снимать семейны...
Съемка на фуршете NIKON DF: меньше света - больше вина?...

Съемка на фуршете NIKON DF: меньше света - больше вина?...

Практика4 года назад
Профессиональная репортерская фотокамера высшего класса специально создается для работы в любых усло...
Александр Железняк: главные правила трэвел съемки

Александр Железняк: главные правила трэвел съемки

Практика3 года назад
Стихию и дикую природу нужно уважать, даже побаиваться, но это не значит, что с ней не нужно контакт...
Сканограммы: для первых автопортретов голову на сканер приходилось класть, как на плаху…

Сканограммы: для первых автопортретов голову на сканер приходилось класть, как н...

Практика4 года назад
Долгими зимними вечерами, когда за окном холодно и быстро темнеет, отчего на душе фотолюбителя стано...
Солнце село - пошли на дело: съемка в ночном городе

Солнце село - пошли на дело: съемка в ночном городе

Практика6 лет назад
Наступил вечер. Солнце опустилось за горизонт, даря фотографу ускользающие минуты “режимного времени...
Как сделать портретную тарелку из подручных материалов

Как сделать портретную тарелку из подручных материалов

Практика1 мес. назад
Портретная тарелка или Beauty Dish один из основных модификаторов света, используемых фотографами пр...
Cъемка дикой природы на Nikon DF: ты ее видишь, а она тебя - нет?
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить