Фотокритика: разбор фотографий читателей

Чтобы ваши работы были представлены на страницах журнала, пришлите в редакцию 1–3 фотографии размером 10×15 см. На конверте обязательно сделайте пометку «Фотокритика». На оборотной стороне каждого снимка укажите свои фамилию, имя, отчество и место жительства. Следует также указать технические параметры: марки фотокамеры и объектива, экспозицию (выдержку, диафрагму), тип фотопленки, место и время съемки, характер освещения. Обязательно придумайте к своим фотографиям название. Присланные работы не возвращаются.

 

 

Annа Rifma

«Память»


Свои работы вы можете прислать и по электронной почте: rekst@inbox.ru (10×15 см, разрешение не ниже 250 dpi).

Критерии оценки фотографии

Анализ фотографии в разделе «Фотокритика» ведется по четырем критериям.

Жанр фотографии

Фотографические жанры весьма разнообразны, при этом каждый имеет свои особенности композиционного и светового решения. Поэтому для анализа вашей фотографии определение жанра необходимо. Очень важно и название вашей фотоработы, ведь в названии прочитываются авторский замысел и отношение автора к тому, что изображено на фотоснимке.

Композиция фотокадра

Понятие «композиция» имеет множество разнообразных определений. В Кратком словаре терминов изобразительного искусства композиция определяется как «структура, взаимосвязь важнейших элементов художественного произведения, от которой зависит весь его смысл и строй. Целенаправленным единством композиции художник выражает содержание своего замысла, делает этот замысел доходчивым и впечатляющим…».

Фотограф, стремящийся сделать интересную, творческую фотоработу, а не просто проэкспонировать фотоматериал, должен хорошо понимать и разбираться в законах и правилах фотокомпозиции.

Выдающийся фотомастер Анри Картье-Брессон считал, что «фотографу необходимо постоянно заботиться о композиции, однако в момент съемки она улавливается не иначе как интуитивно, так как ты захвачен усколь-зающим мгновением или сдвигами соотношений».

Освещение

Известно, что слово «фотография» в буквальном переводе означает «светопись». Без освещения нельзя сделать ни одного фотоснимка. Опытный фотограф, подобно живописцу, пишет светом свою фотокартину. Световой поток в его руках, словно кисть в руках художника, создает изображение на светочувствительном фотоматериале или цифровой матрице.

Техническое качество

Недостаточная резкость, неточная цветопередача, плохая проработка в тенях или светах могут значительно снизить впечатление от вашего снимка. Какую бы оригинальную фотоработу вы ни сделали, не забывайте о ее техническом качестве.

Рубрика «Фотокритика» посвящена критическому анализу фотографий, присланных в адрес редакции нашими читателями.

Текст: Преподаватель отделения «Техника и искусство фотографии» Московского политехнического колледжа имени Моссовета Юрков Юрий Владимирович

 


Терентьева А. А., Тихонова А. С.

«Осенний натюрморт»

Жанр фотографии

Фотоснимок относится к постановочному натюрморту.

Композиция фотокадра

Композиция натюрморта центровзвешенная. Букет цветов — главный композиционный элемент — размещен в центре. Слева расположена тыква, которая своими размерами и ярко-желтым цветовым тоном, пожалуй, слишком перегружает левую часть кадра. В правой части имеется большое темное пятно незаполненного пространства. Темная «дыра» имеется и в самом букете — прямо по центру. Эти темные пустоты оставляют ощущение не до конца продуманной и незавершенной композиции. Возможно, это произошло из-за того, что изначально было выбрано вертикальное кадрирование, которое в данном случае не совсем оправдано. Высота букета цветов не столь значительна, чтобы избирать вертикальное построение кадра. Верхняя и нижняя части снимка остались незаполненными.

Освещение

Для освещения натюрморта применена простая схема освещения. С помощью софт-бокса имитируется свет от окна. Используется один источник рисующего света, и в качестве заполняющего света — экран-отражатель.

Техническое качество

Техническое качество фотоснимка очень хорошее.

Резюме

Несмотря на композиционные просчеты, настроение — ощущение осени — натюрморт все-таки передает. Оценка «хорошо».

 


Огненович М. М.

«Фонарь»

 

Жанр фотографии

Фотоработу можно отнести к жанру найденного натюрморта. Этот жанр требует от фотографа умения видеть и искать необычное и интересное в самом обычном, малопримечательном.

Композиция фотокадра

Особенность этого жанра в том, что композиция создается не фотографом, а самим временем, и не мгновенно, а за длительный период. Задача фотографа сводится к точному кадрированию. Необходимо так очертить границу кадрового пространства, чтобы в него не попало ничего лишнего и в то же время не исключить из картины, созданной временем, что-то важное.

Освещение

Освещение светотональное. Пространство фотографии равномерно освещается рассеянным светом, не изменяя композицию.

Техническое качество

Фотоснимок имеет отличное техническое качество.

Резюме

Фотография заслуживает отличной оценки.

 

Карташова Е. А.

«Портрет»

Жанр фотографии

Фотография относится к жанру фотопортрета, снятого в интерьере, т. е. в помещении. Такой вид портрета не всегда предполагает показ самого интерьера. Крупный масштаб портретного изображения позволяет исключить из кадра окружающее пространство. Особенно эффектно такие портреты смотрятся на темном фоне.

Композиция фотокадра

Перед нами бюстовый портрет. Лицо портретируемого находится в классическом полуобороте. Фигура расположена по правилу ведущего плеча.

Освещение

Использовано естественное освещение. Свет проникает в помещение через окно, находящееся сбоку от портретируемого. Такое освещение можно назвать светотональным. Его формирует широкий направленно-рассеянный световой поток. Посмотрите, как постепенно, плавно осуществляется переход от светлых тонов к темным. Четкой границы между ними нет. Такое освещение в студии можно создать с помощью большого софт-бокса. Называют его прописным вариантом теневого полуоборота.

К недостаткам освещения следует отнести отсутствие заполняющего света. Легкое, совсем слабое заполнение здесь не помешало бы. Оно позволило бы подсветить темные участки изображения и не дало бы им слиться с фоном.

Техническое качество

Отличное техническое качество черно-белого изображения.

Резюме

Отличная оценка. Вам удалось не только справиться с освещением и композицией, но и создать образ портретируемого, что чрезвычайно важно для фотопортрета. Данная работа показывает, что портрет можно сделать художественным не только в студии, но и буквально, что называется, «на коленках», не используя дорогостоящего осветительного оборудования. Все зависит от желания и стремления.

 

 


Виталий

«Зимнее утро»

Жанр фотографии

Фотоснимок относится к жанру пейзажа.

Композиция фотокадра

При фотосъемке вертикальных объектов не всегда следует применять вертикальное кадрирование. Избранная вертикальная организация кадра слишком сузила пространство. Крест получился прижатым вплотную к границе кадра, ландшафт представлен слишком фрагментарно. Для фотографии с таким образным названием пространство необходимо, поэтому фотоснимку больше подошло бы горизонтальное кадрирование и, возможно, более общий план с сохранением неуравновешенной композиции. Кроме того, из кадра лучше было исключить провода.

Освещение

Контровое освещение отлично проработало фактуру снега и придало фотографии золотистый цвет.

Техническое качество

Качество фотоснимка хорошее.

Резюме

Композиция кадра не до конца продумана. Оценка «удовлетворительно».

 


Емелина-Баринова Е. Б.

«Лужа»

Жанр фотографии

Работа относится к жанру зимнего пейзажа.

Композиция фотокадра

Кадр скомпонован таким образом, что в нем имеются три горизонтальные линии, делящие фотоснимок на почти равные части. Для целостности композиции это не очень хорошо. Такое в пейзаже встречается довольно часто. По крайней мере, одна линия — линия горизонта — в ландшафтном пейзаже присутствует всегда. По возможности следует избегать симметричного деления кадрового пространства. Возможно, в данном случае стоило несколько уменьшить присутствие в фотоснимке переднего плана — заснеженного берега. И включить в кадр больше неба и воздушной дымки над водой.

Композиция данной фотографии интересна наличием в ней обратной тональной перспективы. Известно, что одной из закономерностей тональной перспективы является то, что дали кажутся более светлыми, чем передний план, находящийся в непосредственной близости к точке съемки. Когда передний план светлый, а дальний более темный, то можно говорить об обратной тональной перспективе.

При рассматривании фотоснимка с обратной тональной перспективой создается ощущение движения дальнего темного плана навстречу зрителю и, наоборот, светлого переднего плана — в глубину кадра. Фотография приобретает внутреннюю динамику.

Освещение

Пространство кадра освещено золотистыми лучами восходящего солнца, которые определяют цветовой тон фотографии.

Техническое качество

Техническое качество фотографии замечаний не вызывает.

Резюме

Оценка «отлично». Очень красивая пейзажная работа!

 

Костылева С. С.

«Профильный портрет»

Жанр фотографии

Фоторабота относится к жанру студийного фотопортрета.

Композиция фотокадра

Лицо портретируемой находится в классическом профильном положении. По масштабу изображения это головной портрет. Применено горизонтальное кадрирование, что совершенно оправдано. Это позволило полностью показать в кадре прическу девушки и оставить по направлению ее взгляда достаточно места. Вертикальное кадрирование при таком крупном масштабе портретного изображения было бы невозможно.

Освещение

Для освещения профильного фотопортрета существуют несколько схем. Подробно о них было рассказано в журнале «Фото&техника» № 1 (32), весна, 2009, в рубрике «Фотокритика».

Использованный вид освещения — переднедиагональное, и для профильного портрета не применяется. Связано это с тем, что такое освещение делает профиль плоским. Фактура и объемы лица на фотоснимке отсутствуют.

К недостаткам освещения следует отнести и отсутствие моделирующего света. У девушки красивая прическа, и она полностью включена в кадр, но из-за отсутствия подсветки волос почти не видна.

Техническое качество

В целом техническое качество хорошее, за исключением пересветов на лице.

Резюме

Из-за непродуманного освещения в полной мере красоту профильного портрета раскрыть не удалось. Оценка «удовлетворительно».

 

Чехаров Д. 

«Портрет»

Жанр фотографии

Фоторабота относится к жанру портрета, снятого на натуре.

Композиция фотокадра

Героиня фотоснимка расположена в центре кадра. Создана центровзвешенная композиция при горизонтальном кадрировании. Проблема такой компоновки фотоснимка — в необходимости заполнения симметричных левой и правой частей кадра. Здесь левая часть заполнена ветвями дерева, а правая, такая же по площади, осталась пустой. В результате левая часть оказалась перегруженной и перевесила правую. Гармоничная композиция не получилась из-за центральной компоновки. Между тем, стоило сместить портретируемую из центра кадра влево и по минимуму показать в кадре листья. А в правой части дать больше «воздуха». Композиция сразу же преобразилась бы и стала более интересной и гармоничной.

К недостатку композиции следует отнести и положение руки: кисть руки не видна, потому что скрыта листвой. Смотрится это не очень красиво.

Освещение

Освещение светотональное, мягкое, бестеневое.

Техническое качество

Очень хорошее техническое качество.

Резюме

Работа заслуживает хорошей оценки.

 

Маланичева А.

«Двое»

Жанр фотографии

Фоторабота относится к жанру городского пейзажа.

Композиция фотокадра

Композиция построена на совмещении переднего и дальнего планов. Визуально дальний план приближен к переднему, а средний практически отсутствует. Такой эффект возникает из-за удаленной точки фотосъемки. Его ошибочно приписывают свойству длиннофокусной оптики.

Действительно, данный фотоснимок сделан длиннофокусным объективом, но все дело — в удаленности точки съемки. Просто для фотосъемки с дальней точки как нельзя лучше подходит длиннофокусный объектив. А пространство что длиннофокусный, что штатный объективы передают одинаково.

Освещение

Фотосъемка велась в солнечную погоду. Освещение светотеневое. Из-за разности освещения переднего и дальнего планов в кадре имеется тональная перспектива, которая образована за счет того, что передний план более темный, чем дальний. Это придает фотоснимку некоторый объем и глубину.

Техническое качество

Фотография имеет отличное техническое качество.

Резюме

Интересная работа! Отличная оценка.

Фотокритика: разбор фотографий читателей
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить