Землетресение. В СССР.

010 Землетрясение. Армения.

Это землетрясение в Армении. Я находился в Баку, где снимал ввод наших войск – постсумгаитские события. Там начинались волнения национальные, и туда были введены войска, и я снимал там. В общем, достаточно обычно – войска на улицах, и люди ходят по стенкам, любви большой не испытывают, естественно, к этому. Там был полковник – начальник пресс-службы, нормальный такой мужик. Вот я к нему подхожу, – а я приехал туда, когда еще я работал  в Огоньке, но уже активно публиковался в «Тайме» – и я к нему подхожу, говорю: «Мне нужен танк». Он говорит: «На хрена тебе танк, Гаврилов?». Я говорю: «Понимаете, хочу снять через амбразуру танка Баку – как видит советский солдат вот этот красивый древний город через прорезь танка». Он говорит: «Ты, наверное, ох…л, Гаврилов». Я говорю: «Да нет, не совсем. Ну, вот хочется так». Он говорит, ну я тебе танк не могу дать, но идея интересная. Он как-то загорелся, говорит: «Пошли к командующему».

Приходим к командующему, я говорю: «Вот так и так, вот такая идея». Ну, он тоже характеризует мою наглость, так сказать, только на генеральском уровне, и говорит: «Танк не дам, БМП дам, там тоже есть прорезь – снимай, катайся». И я день катался по Баку, снимал через эту прорезь людей, солдат, азербайджанцев, город.

И вечером я сижу в гостинице – и вдруг передают, что случилось землетрясение в Армении. Через полчаса мне звонит жена и говорит: «Игорь, а ты где, в Баку или уже в Армении?». Она почему-то решила, что я уже рванул. Утром я подхожу к полковнику, говорю: «Послушай, мне нужен самолет». Он говорит: «Ты что, ох…л, Гаврилов? Ты что, хочешь теперь с самолета Баку снимать?»

Я говорю: «В Армении землетрясение, надо туда лететь срочно». Он говорит: «Ну как это, самолет, где я тебе его возьму?». Я говорю: «Это же важно: кто первый оказывает помощь армянскому народу? Советская армия». Он говорит: «Ну, пошли к командующему», – мы опять к командующему. Говорит: «Тут опять Гаврилов из «Огонька». Я говорю: «Благодарю вас за БМП – все хорошо, все снял. Но мне бы сегодня самолет». Он говорит: «Ты что, с ума сошел?». Я говорю: «Ну, нужно же оказывать помощь». Он говорит: «А хорошая идея. Я еще генералов с тобой двух пошлю и роту солдат – пусть там помогают».

001 Землетрясение. Армения.

И я через 40 минут уже сидел в самолете. Когда мои коллеги еще только ехали в аэропорт все, чтобы лететь в Ереван, а потом в Ленинакан ехать, я уже садился в самолет, и буквально через час я уже был в Ленинакане. То есть я был самым первым фотографом в мире, который вот оказался там. И в первый день я не мог снимать, я начал какие-то камни разгребать. Потом армяне увидели, что у меня фотоаппарат, говорят, ну чего ты тут ковыряешься, ты прилетел фотографировать – ну фотографируй тогда, чего...  Ну, и я начал снимать. Ну, а что получилось, то получилось.

Там же разрушен был не весь город – там стояли некоторые дома. Другое дело, что в них жить было стремно. Ждали повторных толчков. Об этом много  написано. Это жуткое совершенно зрелище. Это трупы повсюду. На улицах это неимоверное количество гробов, которые везли, везли и везли отовсюду. 

Вот никогда непонятно, что тебя ведет. Иногда какая-то сила тебя останавливает или, наоборот, говорит, чтобы ты быстрее шел или шел в какую-то сторону. Не всегда это следствие работы мозга, вот о чем свидетельствует этот кадр. Я недавно совсем был на мастер-классе у Георгия Колосова. Вот он почему-то очень много говорит о том, что он не помнит, как он снимал, что он снимал, и вообще откуда это у него все появляется. Не знаю, со мной так часто этого не происходило, и я об этом так часто не думал. Но вот этот кадр – свидетельство совершенно непонятного стечения обстоятельств. То есть понятно, что в разрушенном городе, в котором круглые сутки ни на минуту не прекращается борьба за жизнь, ни на секунду не прекращаются слезы в надежде на то, что кого-то найдут, или оплакивают того, кого нашли, или ищут друг друга, то есть там постоянный идет процесс, который весьма фотогеничен, как это ни цинично звучит, вдруг я увидел, что большое количество людей чего-то копают.

К этому времени уже приехали какие-то спасатели. В общем, большое количество людей чего-то выкапывают. Я спросил, а что происходит. Они говорят: «Мы выкапываем главного инженера швейной фабрики, вот такого-то, такого-то – очень хороший человек, мы его любим». И я решил дождаться, когда они его выкопают. И над тем местом, где они вот все это делали, болталась такая большая-большая балка – ну конструкция, оставшаяся от разрушенной фабрики, и я залез на нее. Она так пошатывалась, но достаточно полотно стояла – вот арматурины толстые такие были. А надо мной еще качалась плита бетонная достаточно большая. И я стоял под этой плитой, которая качалась, как козыречек, я на этой балке качался, а внизу люди доставали вот этого человека, который подавал признаки жизни. И продолжалось это часа два – два с половиной. То есть понятно, что за два с половиной часа я мог наснимать массу фотографий. Но какая сила меня держала. Нельзя сказать, что я отдыхал, потому что гарцевать на этой балке было тяжело. И потом, честно говоря, я периодически вспоминал о плите, которая могла вот-вот меня просто придавить. Через два с половиной часа они достали этого человека. Могло произойти так, что спины – я же не мог руководить процессом, я не мог никого отодвинуть локтем, я не мог никуда протиснуться, я сделал вот буквально три-четыре кадра.

Они его выкопали, подняли.  И вот такая сложилась композиция. Есть еще несколько горизонтальных кадров – чуть больше пространства с людьми. То есть я чего-то успел снять. А мог ничего не снять. А все-таки это один из лучших кадров вот в этой серии. Вот кто мне помог? Ну, в общем-то, я склонен думать на Него. Ну да, а может быть просто так вот получилось. То есть все-таки непонятно, что мою руководит. 

Гробы лежали по всему городу. И вот эта прорезь мне показалась очень похожей на гроб. А это списки людей, которых нашли и сумели опознать. Это на стекле – пресс-центр там импровизированный в каком-то зданьице – и вот люди все время подходят, читают. Вот очень же похоже на эти вот гробы.

002 Землетрясение. Армения.

А следующий кадр – это просто вот по улице шел – доля секунды – на меня несли гробы.

Да, и вот как раз что еще нужно сказать про землетрясение. Когда я приехал в Москву, показал фотографии, «Огонек» дал –  это был уже перестроечный «Огонек», но он напечатал чисто номинально один разворот достаточно спокойных фотографий. И мне было очень больно. Я уже в те годы не очень расстраивался, если публикация меня не удовлетворяла, поскольку меня больше интересовало то, что я на самом деле снял. Я знал, что если это есть – значит, я свою работу выполнил честно, профессионально, хорошо, и это, в конце концов, не пропадет. А журнал, в общем-то, вправе печатать то, что ему нужно. Это ж не мой журнал, в конце концов. Большинство моих фотографий самых хороших, они не были напечатаны никогда в советское время. Я к этому привык. Но тут я надеялся, что напечатают больше фотографий и более сильных.

И я отправил это все в «Тайм», и «Тайм» вышел с главным репортажем номера. И они номинировали меня за этот репортаж на лучшего репортера года. А потом, когда вышел «Тайм», я спросил в «Тайме», можно ли предложить съемку англичанам – они сказали, что да, можно, и я отнес пачку фотографий своему приятелю, корреспонденту «Индепендент». Он говорит: «Игорь, – ну прошло уже полторы или две недели». Я говорю: «Ты в Лондон пошли, а там разберутся – будут – будут, нет – ну не будут, ну что поделаешь». Он послал. И выходит газета «Индепендент» –  в те годы очень уважаемая, влиятельная газета, с прекрасным, кстати говоря, приложением «Индепендент Мэгазин» воскресным, очень фотографичным, и сама она давала фотографии очень сильные. Она выходит с моим кадром на первой полосе, и потом – разворот фотографий, огромный разворот, в полчеловеческого роста – колонка текста, крупно фамилия моя и фотографии и сильно отобранные фотографии.

Чуть ли ни на полосу – как этого директора фабрики откапывают. Когда я увидел репортаж, у меня мурашки по коже пошли, потому что я не видел, чтобы так вот печатали. Но самое удивительное было то, что где-то через неделю мне позвонил корреспондент «Индепендент» и сказал, что им только что позвонили из пресс-службы Маргарет Тэтчер и просили передать автору что они впервые видели Маргарет Тэтчер с мокрыми глазами, когда она смотрела мой репортаж, и после этого она распорядилась оказать очень существенную материальную помощь Армении. Ну, то есть я считаю, что я свою функцию, в общем-то, в этой жизни, как фотограф, этим репортажем выполнил. Одно дело – делать фотографии, и другое дело, когда эти фотографии реально помогают людям. С гордостью могу об этом говорить.

Землетрясение Страна Гаврилова

001 Землетрясение. Армения. 002 Землетрясение. Армения. 003 Землетрясение. Армения. 004 Землетрясение. Армения. 005 Землетрясение. Армения. 006 Землетрясение. Армения. 007 Землетрясение. Армения. 009 Землетрясение. Армения. 008 Землетрясение. Армения. 010 Землетрясение. Армения.


В джазе только гении

В джазе только гении

Мастера8 лет назад
Павел Корбут снимает музыкантов в разгар их выступлений, стремясь перенести на пленку ритмы и мелоди...
Мои знакомые медведи

Мои знакомые медведи

Мастера8 лет назад
За годы работы с медведями я выработал для себя правила общения с этими хищниками. Я никогда не пряч...
В основе всего любовь...

В основе всего любовь...

Мастера8 лет назад
Моя личная жизнь складывалась на фоне фотографии: моя первая жена — фотограф, вторая — пианистка. С ...
Плато Путорана

Плато Путорана

Мастера8 лет назад
Как я открыл для себя плато Путорана? Эта авантюрная история началась много лет назад, когда я снима...
Пернатые и лохматые

Пернатые и лохматые

Мастера8 лет назад
Поведение любых птиц видоспецифично, и эту специфику важно учитывать. Этологи (специалисты, занимающ...
Вятка

Вятка

Мастера7 лет назад
Да, я считаю, что проект «Вятка» у меня получился реально визуальным портретом времени. Вернее, это ...
На грани

На грани

Мастера8 лет назад
Сергей Максимишин: снимаю я всегда в формате JPG, считаю, что как тормоза существуют для трусов, так...
Лихие 90-ые

Лихие 90-ые

Мастера8 лет назад
В начале была смута. А потом страна каждый раз вставала с колен. За этими демонстрациями и митингами...
Жившие в СССР

Жившие в СССР

Мастера8 лет назад
Страны, где все эти фотографии снимал Павел Маркин, уже нет. А память об исчезнувшей стране еще живе...
Настоящее в прошлом

Настоящее в прошлом

Мастера8 лет назад
Среди современниц, изображенных в версии Миши Бурлацкого, я подсознательно искал свою молодую бабушк...
Свадебный танец

Свадебный танец

Мастера8 лет назад
Смотришь на свадебные фотографии Рустама Хаджибаева и хочется время немного откатить назад. Зачем? Ч...
Повелители музыки

Повелители музыки

Мастера8 лет назад
В снимках Владимира Вяткина — всегда нерв, драма, напряжение, контраст… Он экспрессивен в фотографии...
Пора валить? В СССР.

Пора валить? В СССР.

Мастера8 лет назад
Это начало 90 годов. Кадр сделан во время, пожалуй, самой длинной моей командировки. Это была серия ...
Землетресение. В СССР.
Страна Гаврилова

Комментарии

Отправить