Юрий Афанасьев: «Важно оригинальное мышление, нестандартные подходы и решения»

Говорить с Юрием Афанасьевым легко и просто. Наверное, все, кто общался с ним, отмечают доброжелательность. Он буквально излучает позитивный настрой. Готов делиться профессиональными секретами. Объясняет все подробно, делает паузу и смотрит внимательно, как бы намекая: «Смотри, это легко». Но легкость эта означает не простоту фотографии, а доступность ее возможностей — приходи и бери. Но чтобы это сделать, надо приложить усилия.

image_67

Юрий Афанасьев

Сухощавый, с сильными жилистыми руками, он выглядит скорее скульптором, который много работает с глиной, гипсом, мрамором. Понимаешь, что рекламная фотография это совсем не «легко и просто», а очень даже тяжело. Ощущение тяжелой кропотливой работы явственно ощущается в его студии. Видно, что тщательно вымыт пол, висят после длительного использования скрученные кабели осветительных приборов, фототехника спрятана, на маленьком столике - только одна флешка. Аккуратность и порядок, внимательность к мелочам - в фототехнике, в мыслях, в работе, в жизни. Немаловажные составляющие успеха. Про них Юрий Афанасьев не сказал почти ничего. Может, это и есть главный секрет его успеха?

Почему вы стали заниматься фотографией? Что послужило отправной точкой?

Первую фотографию я сделал в 2,5 года (смеется). Родители дали мне в руки камеру и показали, куда нажимать. Конечно, никакого осознания, что происходит, тогда не было. Мой отец был фотографом. Он делал эмульсию из серебра, которое он добывал из старых серебряных монет и печатал фото детей на тарелочках, которые люди вешали на стены в своем доме. У нас даже была печь. В ней отец выплавлял серебро из монет, чтобы потом превратить его в азотнокислое серебро и сварить фотоэмульсию! Мне все нравилось. Привлекало таинство рождения фотографии. Это ощущение мне удалось сохранить на всю жизнь. Сейчас я занимаюсь любимым делом, оно приносит мне удовлетворение, и к тому же я получаю за это материальное вознаграждение. Что еще можно пожелать?.. Других вариантов профессиональной карьеры у меня не было, и мысли о чем-то другом никогда не возникало.

Испытываете ностальгию по аналоговым технологиям?

Нисколько. Вообще считаю, что пленочные технологии останутся только в области арт-фотографии. Для широкого применения пленка умерла. И я об этом нисколько не жалею. В свое время все делал своими руками: готовил химические реактивы, таскал тяжеленную технику на плечах и проч. Пожалуй, с меня довольно!.. По качеству цифровые изображения превосходят пленочные: отсутствие зерна, фотоширота. Еще в 1999 году на фотовыставке я показывал посетителям два фотоотпечатка и предлагал определить технологию, с помощью которой был сделан каждый их них. Почти все указывали на цифровую фотку и уверяли меня, что это пленка. Поэтому ничего мне не говорите про мифическую энергетику пленки... (опять смеется).

Сейчас, наверное, сложно отделить аналоговые технологии от цифровых, поскольку пленка, как правило, все равно переводится в цифровое представление, сканируется и затем обрабатывается на компьютере.

Более того, при сканировании, благодаря пленке мы далеко уходим от реальности. Поскольку в процессе оцифровки играет роль не только мастерство цветокорректора, но и точность калибровки монитора, и уровень сканера, на котором происходит оцифровка. Если оставаться до конца последовательным в следовании аналоговым технологиям, то с пленки можно только печатать на фотоувеличителе. С другой стороны, RAW-формат представляет собой необработанное изображение, по сути ту же самую пленку, но только в цифровом виде и с большим количеством исходных данных. От того, как вы «приготовите» сырой RAW, зависит, как будет выглядеть ваше конечное изображение.

Вы самостоятельно обрабатываете фотографии или поручаете специалисту?
Раньше я работал с цветокорректором, но часто на свои просьбы слышал от него категоричные заявления: «Это нельзя сделать. Это невозможно получить». Наконец, мое терпение лопнуло, я купил компьютер и стал обрабатывать изображения самостоятельно. Поначалу, естественно, все происходило медленно, поскольку навыков не было. Результаты устраивали не всегда, но со временем все наладилось. Сейчас все делаю сам.

Какова роль компании Sony в технологических изменениях?

Весьма значительная. Поймите, в области фототехники ничего не менялось на протяжении десятилетий. И вдруг в 2007 году на профессиональном фотографическом рынке появляется компания из сектора потребительской электроники и начинает предлагать новые решения. Не все оказались удачными, но они хорошенько встряхнули рынок. Компания Sony принесла инновации, она дала фотографам новые возможности, которых не было и нет до сих пор у традиционных фотографических брендов.

Но почему многие фотографы не переходят на новую технику, например, Sony, а остаются приверженцами традиционных фотобрендов?

Потому что «этот бренд» дал профессиональным фотографам успех. Нет смысла искать здесь логику — одни эмоции и работа подсознания. Идут годы, а позиция не меняется, они слепо верят. И только когда я начинаю рассказывать о выдающихся характеристиках техники Sony, демонстрирую очевидные преимущества, у них просыпается интерес, начинает проскакивать искорка сомнения, а может, стоит попробовать!?

Какие фигуры в области визуальных искусств являются для вас знаковыми?

Прежде всего, Ансел Адамс. Когда я впервые увидел его альбом, мне сразу понравился его стиль, который я взял для себя за ориентир.

Что такое «хорошая фотография» в вашем понимании?

Фотография, которая сделана просто. Сейчас наблюдается переизбыток фотоизображений. И если в интернете фотоснимок останавливает вас, то он — хороший. Также хорошая фотография должна выдерживать увеличение - уменьшение. Иными словами, оставаться привлекательной в любом формате.

У вас были неудачи в работе?

Поскольку я занимаюсь рекламной фотографией, то основной оценкой результата моего труда является финансовая составляющая — оплата. Признаюсь, что ни разу не было случая, чтобы мне не заплатили, из-за того что я сделал что-то не так. Если говорить про косяки, то да, случалось... Однажды поехал на Венецианский фестиваль и забыл взять зарядное устройство к камере. В продаже его не оказалось. В результате съемку пришлось доделывать на мыльницу и мобильный телефон. Тем не мене слайд-шоу получилось, и заказчик одобрил его.

Какая у вас мечта, профессиональная цель?

Чтобы работа приносила удовольствие и позволяла путешествовать. Пожалуй, это самое важное для меня. А в целом мечты постоянно меняются. Осенью 2015 года мне удалось побывать на Канарских островах. Место потрясающее! Однако когда я вернулся домой, захотел, чтобы следующее путешествие стало таким же необычным.

Можете сравнить отечественных фотографов и зарубежных?

Наши зарубежные коллеги имеют больше возможностей. Напротив, нам сложнее превратить творческие идеи в конкретный результат. Кроме того, там фотографические отношения востребованы и урегулированы. Самой продвинутой в этом отношении страной являются Соединенные Штаты.

Как начинающему фотографу добиться успеха?

Сейчас многие считают, что фотография простой и легкий способ зарабатывания денег. Действительно, легкость съемки обеспечивают мобильные устройства, но это ровным счетом ничего не значит. Фотография стала доступна для большего количества людей, скорость адаптации к ней выше — это хорошо. Однако после покупки фотокамеры, путь новичка в профессии только начинается. Основа успеха - оригинальное мышление, нестандартные подходы и решения. Также важно воплотить в снимке историю, создать в рекламной фотографии образ, который будет поддерживать слоган, реализовать визуальное представление вербальной информации. Вообще в сложной рекламной фотосъемке самое трудоемкое и дорогое - провести подготовку. А вот нажатие на спуск стоит дешево. Я даже готов дарить этот момент заказчику (смеется).

Насколько велико участие заказчика в конечном изображении?

Думаю, так нельзя ставить вопрос. В работе рекламного фотографа важно, чтобы результат удовлетворял заказчика. А степень участия может быть различной, от 20 до 80 процентов. Если заниматься самореализацией и самоутверждением, работу могут попросту не принять. Лично я всегда очень тщательно выслушиваю требования заказчика. Иногда они даже бывают невыполнимы. Для этого существует диалог, обсуждение — которое, в конце концов, сближает заказчика и фотографа.

Больше работ Юрия Афанасьева  вы можете увидеть здесь: Вконтакте >>, веб-сайт >>, профиль на 500px >>, Livejournal >>, канал на YouTube >>

Источник: SonyAlphaPro

Я | ФОТОГРАФ. Михаил Докудовский

Я | ФОТОГРАФ. Михаил Докудовский

Блог8 лет назад
Представляем вам подборку черно-белых портретов Михаила Докудовского. Не отвлекаясь на цвет, Михаил ...
Орельен Лонго: ритм пространств

Орельен Лонго: ритм пространств

Блог2 ч. назад
Орельен Лонго был одним из немногих людей, которым разрешили посетить Японию сразу после глобальной ...
Санкт-Петербург в объективе Виктора Балагера

Санкт-Петербург в объективе Виктора Балагера

Блог2 мес. назад
Расположенный на северо-западе России, Санкт-Петербург пропитан историей и величием. Но внимание фра...
Уличный мотив: фотопроект «Time Lapse» Ксана Падрона

Уличный мотив: фотопроект «Time Lapse» Ксана Падрона

Блог1 год назад
Ксан Падрон родился в Испании, а сейчас живет и работает в Нью-Йорке. Его интерес к фотографии начал...
«Водолаз и русалка» - невероятный проект фотографа Бретта Стэнли.

«Водолаз и русалка» - невероятный проект фотографа Бретта Стэнли.

Блог2 года назад
«Водолаз и русалка» - серия фотографий, вдохновлённая художественными образами водолазов в тяжёлом с...
Дэвид Ниссен: остановить движение

Дэвид Ниссен: остановить движение

Блог1 год назад
Дэвид Ниссен родился в Валансьене, Франция, в 1969 году, изучал фотографию и живопись в Школе изящны...
Фотоархив: возрождение Японии, 1950-1960 годы

Фотоархив: возрождение Японии, 1950-1960 годы

Блог2 года назад
После окончания Второй мировой войны сдавшаяся Япония была опустошена. Все крупные города, промышлен...
Белая цапля Кеничи Оно: Photoshop или реальность?

Белая цапля Кеничи Оно: Photoshop или реальность?

Блог1 год назад
Японский фотограф Кеничи Оно регулярно посещает местный водоём, чтобы попрактиковаться в фотографиро...
Грег Мо: улицы Камбоджо и Индии

Грег Мо: улицы Камбоджо и Индии

Блог1 мес. назад
Грег Мо фотографирует места, которые привлекают его естественным образом. По его мнению, часто именн...
Пейзажи Килиана Шенбергера

Пейзажи Килиана Шенбергера

Блог1 год назад
Килиан Шенбергер - фотограф из Германии, который очень быстро перешел от любителя к профессионалу. ...
Сицца Берналь: сочетание живописи и фотографии

Сицца Берналь: сочетание живописи и фотографии

Блог1 год назад
За последние несколько лет Мехико стал одним из самых популярных туристических направлений в мире. С...
Фотопроект Николы Дукати «Оттенки белого»

Фотопроект Николы Дукати «Оттенки белого»

Блог2 мес. назад
Уроженец Италии Дукати открыл для себя фотографию в детстве благодаря старому семейному фотоаппарату...
5 кадров с Pentax K1000

5 кадров с Pentax K1000

Блог1 год назад
Будучи в основном пользователем плёночных камер Nikon и Minolta, я удивил себя, став владельцем Pent...
Путешествие по Шотландии, в гости к сэру Вальтеру Скотту. Часть 3: живые камни

Путешествие по Шотландии, в гости к сэру Вальтеру Скотту. Часть 3: живые камни

Блог5 лет назад
Сегодня мы едем на Север, в Троссакс, всё ближе к Высокогорью – местам, воспетым в книгах Вальтера С...
Будущее фотографии в эпоху искусственного интеллекта

Будущее фотографии в эпоху искусственного интеллекта

Блог1 год назад
Художники всегда сталкивались с тяжелым трудом и умственным напряжением. Фотографам, например, прихо...
Юрий Афанасьев: «Важно оригинальное мышление, нестандартные подходы и решения»
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить