На Белое море с Александром Семеновым

Компания Nikon и телеканал Моя планета представляют новый головокружительный проект. Десять известных российских фотографов отправляются на поиски самых захватывающих видов России. Встречайте, Александр Семенов, выпускник кафедры зоологии беспозвоночных, подводный фотограф и начальник водолазной службы Беломорской биологической станции МГУ. Александр расскажет нам, что такое научная фотография, как техника Nikon помогает ученым изучать морских обитателей, и даст подробные инструкции о том, где и как снимать северное сияние.

— Станция находится вдалеке от цивилизации, дорог нет. Какие у вас тут развлечения, можно, например, сходить куда-нибудь погулять?

— Сейчас конец сезона, это самое красивое время на Белом море. Лес уже начинает потихоньку желтеть, краснеть и происходит это слоями: внизу у тебя брусника, верески красные, наверху желтые березы, темные елки. Иногда мы ходим купаться на озеро. Это очень красивое место, отсюда видно и закаты, и небо, и здесь есть пространство, которого так не хватает на станции, это единственная открытая точка во всех окрестностях. Озеро всего в паре километров от станции и сюда легко добежать вечерком после погружений, просто посидеть искупаться, поесть ягод.

— Ты работаешь в удивительном месте, которое так хочется фотографировать. Тебя интересуют пейзажные съемки?

—В моем случае пейзажи — это больше для души. Подводная съемка — это и работа, и хобби, и образ жизни, а пейзажи снимаю, только когда есть свободное время. Я люблю северные сияния снимать по ночам, они как раз здесь последнее время очень хорошие были. Во время съемок для проекта «Фотоэкспедиция «Россия». В объективе Nikon» нам очень повезло. Было сияние во все небо шириной, очень сильное. Мы вышли на пирс и увидели, что все небо светится яркими цветами, Побежали за камерами, конечно. Это, на самом деле, была фантастика: за 12 лет работы я видел такое всего несколько раз.

— Расскажи фотографам-новичкам, как поймать северное сияние.

— Считается, что осенью на Белом море спать – это просто преступление, потому что здесь северное сияние бывает очень часто. Оно, конечно, не то, чтобы прям тоже по расписанию, но, есть сайты, на которых прогнозируют активность в ионосфере. Если случилась вспышка на солнце, через три дня на Полярном круге будет сияние. Я за этими прогнозами слежу, и когда сияние больше двух-трех-четырех баллов, выхожу на пирс со штативом. А там горит огнями все небо от горизонта до горизонта, огромные полосы, все это гуляет, светится, танцует. Выкладываешь в интернет и тебе все люди начинают говорить: «Боже, так хочу увидеть это своими глазами! Боже, какой ты счастливый человек!».

— А на обычную камеру или, там на мобильный телефон сияние можно снять или вот должна быть хорошая техника?

— Лучше всего, конечно, если есть светосильная оптика и камеры, которые могут снимать на высоких ISO без шумов. 810-й Nikon совершенно потрясно справляется.

— Расскажите, чем вы занимаетесь на станции? Что такое научная фотосъемка?

— Я занимаюсь тем, что называется научная подводная фотография. Мне нужно не просто нырнуть под воду, найти там какую-нибудь самую красивую на свете медузу, ее сфотографировать и потом выиграть какой-нибудь конкурс или продать ее куда-нибудь. Этим я, конечно, тоже занимаюсь: это очень хорошее подспорье и неплохой заработок. Но основная моя работа — фотографии для науки и для образования, которые идут в научные статьи, в энциклопедии, их используют в лекциях и презентациях для студентов и школьников. Я и сам занимаюсь популяризацией науки довольно активно: читаю лекции в школах, на фестивалях науки, делаю красивые презентации и сотрудничаю с институтами, которые заказывают фотографии каких-то определенных существ.

— Как происходят съемки подводного мира. Какие этапы, что за чем?

— Во время погружения наша задача — не только сфотографировать представителей подводного мира в их среде обитания, но и собрать материал для съемок в лаборатории. Мы собираем животных в банки или пакеты, несем на станцию и снимаем здесь со всех сторон, чтобы показать все особенности анатомии для энциклопедий и атласов, для научных статей. Многие животные, правда, живут на камнях или в грунте, их нужно искать, переворачивать камни, вынимать этих животных оттуда, собирать специальными способами. И конечно, да, выбирать нужно самых симпатичных, у которых все ноги, руки целы. Мы, конечно, стараемся снимать под водой, где животные чувствую себя чувствуют хорошо, вольготно и ведут себя так, как они обычно это делают в жизни. Но значительная часть моей работы – это научная лабораторная фотосъемка, в основном, конечно, макро.

— Съемок под водой недостаточно?

В лаборатории можно снимать объект столько времени, сколько надо. Иногда, нужный кадр получается после 300-500 вариантов. И, конечно, тебе не нужно будет потом чистить эту картинку в фотошопе от всякой взвеси, от мути. В общем, это довольно комфортно. Но, к сожалению, в лаборатории мы совершенно не можем воспроизвести тех условий, которые есть у животных под водой.

— А по поводу аппаратуры, вспышек, объективов, что Вы используете?

— У Nikon’а есть совершенно потрясающая система управления вспышками внутри камеры. Обычно в лаборатории мне нужно минимум две вспышки, а лучше — три или четыре, особенно для крупных объектов. Прямо из камеры, из меню, могу управлять мощностью этих вспышек, при этом полностью выключив накамерную вспышку, которая только включает остальные вспышки, но сама при этом практически не светит. Нет отражения верхней вспышки в воде, есть только боковой свет, который обеспечивает как раз максимально ровное и правильное освещение! Я просто безумно рад, что они ее встроили. Это очень круто.

— Да, Александр, но ведь снять такую фотографию — это полдела, надо же довести ее до ума, чтоб она была действительно зрелищной.

— Один из самых лучших и интересных моментов подводной съемки — это рассматривать и обрабатывать фотографии на большом мониторе, когда ты видишь все те детали, которые может передать оптика Nikon. 36 мегапикселей 810-го — это просто что-то фантастическое, можно видеть отдельные клеточки на щупальцах медуз. Под водой глазами этого просто не увидеть, но на фотографиях можно разглядеть все, что угодно.

Конечно, каждую фотографию нужно доводить до ума, потому что у подводной съемки — свои особенности: взвесь, грязь, органика, рачки маленькие. Все это нужно вычищать, чтобы получить идеальную картинку, которая подойдет для энциклопедии или учебника. Нужно немножечко подтягивать цвета, контраст, уровни, потому что под водой даже тот небольшой слой, который находится между объектом и линзой объектива, он уже поглощает какие-то части спектра. Постобработка — такой же важный процесс, как и сама съемка.

Булат Окуджава

Булат Окуджава

Блог2 года назад
А ведь Булат Шалвович просил... Нет, не просил, конечно. Он пел в форме нежного повеления о то...
На глубине Байкала с Виктором Лягушкиным

На глубине Байкала с Виктором Лягушкиным

Блог3 года назад
Компания Nikon и телеканал Моя планета представляют новый головокружительный проект. Десять известны...
Сергей Горшков: Мои знакомые медведи

Сергей Горшков: Мои знакомые медведи

Блог2 года назад
За годы работы с медведями я выработал для себя правила общения с этими хищниками. Я никогда не пряч...
Иллюстрированный рассказ о путешествии на остров Пасхи

Иллюстрированный рассказ о путешествии на остров Пасхи

Блог1 год назад
Дорогие мои друзья! В декабре 2016 моя фоторабота одержала победу в начале в национальном этапе, а з...
История одной фотографии. Эдуард Гордеев: Благодатъ в лучах заката

История одной фотографии. Эдуард Гордеев: Благодатъ в лучах заката

Блог1 год назад
Часто за снимками фотографов Nikon стоит интересная история и долгая подготовительная работа. Сегодн...
Прощай, Камбальное!

Прощай, Камбальное!

Блог3 года назад
Более четырех месяцев суровые берега Камбального озера были моим домом. Теперь выбираюсь в цивилизац...
Правила жизни. Александр Ра

Правила жизни. Александр Ра

Блог2 года назад
Если вам не хватает вдохновения, прочтите интервью Александра Ра, участника фотодуэта EGRA — его взг...
Правила жизни. Joe McNally

Правила жизни. Joe McNally

Блог2 года назад
Joe McNally — всемирно известный фотограф с 30-летним стажем и опытом работы в таких изданиях, как S...
Вива, Зорро

Вива, Зорро

Блог3 года назад
а вы давно были в цирке? я вот даже не помню, сколько мне было лет, когда я последний раз приходил в...
Три дня с лисом Патрикеем. Часть вторая. Союз Рыжих.

Три дня с лисом Патрикеем. Часть вторая. Союз Рыжих.

Блог3 года назад
Как и обещал, продолжим прогулки с лисом из заповедника Брянский Лес. Сегодня нас с Патрикеем должны...
МЕДВЕЖИЙ РАЙ - ОСТРОВ САМАНГ НА КУРИЛЬСКОМ ОЗЕРЕ

МЕДВЕЖИЙ РАЙ - ОСТРОВ САМАНГ НА КУРИЛЬСКОМ ОЗЕРЕ

Блог3 года назад
Остров Саманг - сердце Курильского озера. Интересен факт, что этот остров является "родильным д...
Мишико

Мишико

Блог2 года назад
Тамада парил над невиданным застольем. Держа руку со стаканчиком так, словно обнимал весь покинутый...
Правила жизни. Ростислав Машин

Правила жизни. Ростислав Машин

Блог2 года назад
Сегодня мы хотели бы познакомить вас с фотографом Ростиславом Машиным. Его работы пронизаны особенно...
Алиса в зазеркалье

Алиса в зазеркалье

Блог2 года назад
У зеркала нет памяти... Можно пофантазировать, будто оно помнит все наши лица, но, как и мы, не в со...
ДУХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ с Nikon

ДУХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ с Nikon

Блог2 года назад
Сегодня мы покажем вам потрясающие фото Даниила Коржонова, сделанные им в национальном парке Таганай...
На Белое море с Александром Семеновым
Nikon

Комментарии

Отправить