На Белое море с Александром Семеновым

Компания Nikon и телеканал Моя планета представляют новый головокружительный проект. Десять известных российских фотографов отправляются на поиски самых захватывающих видов России. Встречайте, Александр Семенов, выпускник кафедры зоологии беспозвоночных, подводный фотограф и начальник водолазной службы Беломорской биологической станции МГУ. Александр расскажет нам, что такое научная фотография, как техника Nikon помогает ученым изучать морских обитателей, и даст подробные инструкции о том, где и как снимать северное сияние.

— Станция находится вдалеке от цивилизации, дорог нет. Какие у вас тут развлечения, можно, например, сходить куда-нибудь погулять?

— Сейчас конец сезона, это самое красивое время на Белом море. Лес уже начинает потихоньку желтеть, краснеть и происходит это слоями: внизу у тебя брусника, верески красные, наверху желтые березы, темные елки. Иногда мы ходим купаться на озеро. Это очень красивое место, отсюда видно и закаты, и небо, и здесь есть пространство, которого так не хватает на станции, это единственная открытая точка во всех окрестностях. Озеро всего в паре километров от станции и сюда легко добежать вечерком после погружений, просто посидеть искупаться, поесть ягод.

— Ты работаешь в удивительном месте, которое так хочется фотографировать. Тебя интересуют пейзажные съемки?

—В моем случае пейзажи — это больше для души. Подводная съемка — это и работа, и хобби, и образ жизни, а пейзажи снимаю, только когда есть свободное время. Я люблю северные сияния снимать по ночам, они как раз здесь последнее время очень хорошие были. Во время съемок для проекта «Фотоэкспедиция «Россия». В объективе Nikon» нам очень повезло. Было сияние во все небо шириной, очень сильное. Мы вышли на пирс и увидели, что все небо светится яркими цветами, Побежали за камерами, конечно. Это, на самом деле, была фантастика: за 12 лет работы я видел такое всего несколько раз.

— Расскажи фотографам-новичкам, как поймать северное сияние.

— Считается, что осенью на Белом море спать – это просто преступление, потому что здесь северное сияние бывает очень часто. Оно, конечно, не то, чтобы прям тоже по расписанию, но, есть сайты, на которых прогнозируют активность в ионосфере. Если случилась вспышка на солнце, через три дня на Полярном круге будет сияние. Я за этими прогнозами слежу, и когда сияние больше двух-трех-четырех баллов, выхожу на пирс со штативом. А там горит огнями все небо от горизонта до горизонта, огромные полосы, все это гуляет, светится, танцует. Выкладываешь в интернет и тебе все люди начинают говорить: «Боже, так хочу увидеть это своими глазами! Боже, какой ты счастливый человек!».

— А на обычную камеру или, там на мобильный телефон сияние можно снять или вот должна быть хорошая техника?

— Лучше всего, конечно, если есть светосильная оптика и камеры, которые могут снимать на высоких ISO без шумов. 810-й Nikon совершенно потрясно справляется.

— Расскажите, чем вы занимаетесь на станции? Что такое научная фотосъемка?

— Я занимаюсь тем, что называется научная подводная фотография. Мне нужно не просто нырнуть под воду, найти там какую-нибудь самую красивую на свете медузу, ее сфотографировать и потом выиграть какой-нибудь конкурс или продать ее куда-нибудь. Этим я, конечно, тоже занимаюсь: это очень хорошее подспорье и неплохой заработок. Но основная моя работа — фотографии для науки и для образования, которые идут в научные статьи, в энциклопедии, их используют в лекциях и презентациях для студентов и школьников. Я и сам занимаюсь популяризацией науки довольно активно: читаю лекции в школах, на фестивалях науки, делаю красивые презентации и сотрудничаю с институтами, которые заказывают фотографии каких-то определенных существ.

— Как происходят съемки подводного мира. Какие этапы, что за чем?

— Во время погружения наша задача — не только сфотографировать представителей подводного мира в их среде обитания, но и собрать материал для съемок в лаборатории. Мы собираем животных в банки или пакеты, несем на станцию и снимаем здесь со всех сторон, чтобы показать все особенности анатомии для энциклопедий и атласов, для научных статей. Многие животные, правда, живут на камнях или в грунте, их нужно искать, переворачивать камни, вынимать этих животных оттуда, собирать специальными способами. И конечно, да, выбирать нужно самых симпатичных, у которых все ноги, руки целы. Мы, конечно, стараемся снимать под водой, где животные чувствую себя чувствуют хорошо, вольготно и ведут себя так, как они обычно это делают в жизни. Но значительная часть моей работы – это научная лабораторная фотосъемка, в основном, конечно, макро.

— Съемок под водой недостаточно?

В лаборатории можно снимать объект столько времени, сколько надо. Иногда, нужный кадр получается после 300-500 вариантов. И, конечно, тебе не нужно будет потом чистить эту картинку в фотошопе от всякой взвеси, от мути. В общем, это довольно комфортно. Но, к сожалению, в лаборатории мы совершенно не можем воспроизвести тех условий, которые есть у животных под водой.

— А по поводу аппаратуры, вспышек, объективов, что Вы используете?

— У Nikon’а есть совершенно потрясающая система управления вспышками внутри камеры. Обычно в лаборатории мне нужно минимум две вспышки, а лучше — три или четыре, особенно для крупных объектов. Прямо из камеры, из меню, могу управлять мощностью этих вспышек, при этом полностью выключив накамерную вспышку, которая только включает остальные вспышки, но сама при этом практически не светит. Нет отражения верхней вспышки в воде, есть только боковой свет, который обеспечивает как раз максимально ровное и правильное освещение! Я просто безумно рад, что они ее встроили. Это очень круто.

— Да, Александр, но ведь снять такую фотографию — это полдела, надо же довести ее до ума, чтоб она была действительно зрелищной.

— Один из самых лучших и интересных моментов подводной съемки — это рассматривать и обрабатывать фотографии на большом мониторе, когда ты видишь все те детали, которые может передать оптика Nikon. 36 мегапикселей 810-го — это просто что-то фантастическое, можно видеть отдельные клеточки на щупальцах медуз. Под водой глазами этого просто не увидеть, но на фотографиях можно разглядеть все, что угодно.

Конечно, каждую фотографию нужно доводить до ума, потому что у подводной съемки — свои особенности: взвесь, грязь, органика, рачки маленькие. Все это нужно вычищать, чтобы получить идеальную картинку, которая подойдет для энциклопедии или учебника. Нужно немножечко подтягивать цвета, контраст, уровни, потому что под водой даже тот небольшой слой, который находится между объектом и линзой объектива, он уже поглощает какие-то части спектра. Постобработка — такой же важный процесс, как и сама съемка.

Я | ФОТОГРАФ. Георгий Чернядьев

Я | ФОТОГРАФ. Георгий Чернядьев

Блог3 года назад
Представляем вам портреты, сделанные Георгием Чернядьевым. Его притягательные кадры с нежными и неиз...
Сергей Горшков: Мои знакомые медведи

Сергей Горшков: Мои знакомые медведи

Блог2 года назад
За годы работы с медведями я выработал для себя правила общения с этими хищниками. Я никогда не пряч...
Я | ФОТОГРАФ. Светлана Казина

Я | ФОТОГРАФ. Светлана Казина

Блог2 года назад
Величественная красота природы Горного Алтая в кадрах Светланы Казиной. Нравятся ли вам фото? Подели...
Под крышей тумана

Под крышей тумана

Блог3 года назад
За тот время, что прожил я на берегах реки Горин в Комсомольском заповеднике, утро без тумана было о...
Фестиваль «Снега и оленей» в Монголии

Фестиваль «Снега и оленей» в Монголии

Блог1 год назад
В феврале мне посчастливилось попасть на, проводимый впервые в Монголии, фестиваль «Снега и оленей»...
Настоящий девственный лес

Настоящий девственный лес

Блог3 года назад
Мы на территории Хинганского заповедника, в котором эти самые девственные леса и охраняются. Сразу ж...
История одной фотографии. Эдуард Гордеев: Благодатъ в лучах заката

История одной фотографии. Эдуард Гордеев: Благодатъ в лучах заката

Блог1 год назад
Часто за снимками фотографов Nikon стоит интересная история и долгая подготовительная работа. Сегодн...
Булат Окуджава

Булат Окуджава

Блог2 года назад
А ведь Булат Шалвович просил... Нет, не просил, конечно. Он пел в форме нежного повеления о то...
Кто не спрятался - я не виноват!

Кто не спрятался - я не виноват!

Блог3 года назад
У вас есть шесть секунд: как я уже сказал, виноват не буду...
Я | В СЕРДЦЕ РОССИИ. Хабаровский край

Я | В СЕРДЦЕ РОССИИ. Хабаровский край

Блог2 года назад
На кадрах Константина Байдина, загруженных на интерактивную карту Я | В СЕРДЦЕ РОССИИ, — озеро лотос...
Командировка в Афган. Девять граммов в сердце?..

Командировка в Афган. Девять граммов в сердце?..

Блог1 год назад
В годы моей активной жизни в журналистике друзья часто спрашивали: - И не страшно тебе мотаться по...
ДУХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ. Северная Осетия

ДУХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ. Северная Осетия

Практика2 года назад
Сегодня Антон Агарков зовет нас с собой в путешествие по удивительной Северной Осетии. Предлагаем ва...
Правила жизни. Павел Силиненко

Правила жизни. Павел Силиненко

Блог3 года назад
Сегодня мы рады представить вашему вниманию правила жизни Павла Силиненко, специализирующегося на пе...
ДУХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ. Южная Африка: земля леопарда

ДУХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ. Южная Африка: земля леопарда

Блог2 года назад
Сергей Горшков рассказал National Geographic Russia о своих любимых животных — африканских леопардах...
Я | ФОТОГРАФ. Даниил Коржонов

Я | ФОТОГРАФ. Даниил Коржонов

Блог3 года назад
Друзья, сегодня в рубрике мы покажем вам изумительные закатные фото, сделанные Даниилом Коржоновым в...
На Белое море с Александром Семеновым
Nikon

Комментарии

Отправить