Портреты-сканограммы: когда главный персонаж творчества — человек

С самого начала увлечения сканографией (а с тех пор прошло уже более девяти лет) я делала автопортреты (илл. 1). Первое время работала планшетными сканерами с горизонтальной сканирующей поверхностью. Это было не очень удобно: приходилось класть голову на стекло сканера, как на плаху… Да и погружение в образ давалось в этой позиции с трудом.

Текст: Светлана Пожарская

 

1. Скан-портерты. Панно. Пожарская Светлана

 Когда же компания Epson (мой постоянный выставочный и творческий спонсор) подарила мне сканер Perfection V10/V100 Photo (без встроенного слайд-модуля), процесс сканирования лиц намного упростился. Этот сканер легкий и удобный для переноски на дальние расстояния, а конструкция крепления позволяет открывать крышку на 90º и 180º. Но главное преимущество в том, что его можно ставить вертикально. После этого моими моделями стали не только я и мои домочадцы, но и друзья, коллеги-фотографы, да и просто знакомые люди, которым интересно было увидеть себя в новом изобразительном формате.

Первые скан-портреты я делала довольно спонтанно и нерегулярно. Но с годами все глубже и серьезней погружалась в творческий процесс. Тогда же пришла идея двух проектов — «Преображение» и «Идентификация», над которыми продолжаю работать и сейчас. Целью проекта «Преображение» стало исследование возможностей взаимодействия живописи и фотографии, точнее, изобразительная перекличка портретных образов, написанных художниками прошедших веков, с фотографическими портретами моих современников, выполненных в современной технике сканографии.

Еще это попытка найти эмоционально-психологические связи между людьми разных эпох и создание новых образных аналогий во временном сопоставлении. А проект «Идентификация» — это перенос и художественное проецирование знакомых лиц в новые смысловые, эмоциональные и художественные контексты. Длительная выдержка при съемке (и в большинстве случаев закрытые глаза) позволили сосредоточить внимание на внутреннем состоянии моих персонажей.

 

2. Михаил и автопортрет Ван Гога (скан-портрет и репродукция)

 

3. Елена и Жорж де ла Тур, XVII век (скан-портрет и репродукция)

 

Нередко художественным катализатором и творческим стимулом для создания скан-портретов для меня служат живописные полотна мастеров прошлых веков (илл. 2, 3). Один из моих любимых художников, со своей яркой и уникальной манерой живописи — итальянский художник Амедео Модильяни (1884–1920). Главный персонаж его творчества — человек. Портреты этого мастера обладают глубоким психологизмом и простотой формы. Особенно меня привлекают его женские живописные произведения. «Портрет Жанны Эбютерн в большой шляпе» (1917) — один из них. Он и послужил исходным материалом для моей работы «Алла и Модильяни», основная идея которой заключена в образно-пластическом симбиозе живописного и фотографического изображений (илл. 4).

 

4. Алла и Модильяни (скан-портрет и репродукция)

 

Подобно тому, как актриса вживается в новую роль, моя модель погрузилась в другую реальность. Только прообразом для нее стал не киносценарий, а картина выдающегося итальянского живописца. Эта художественная трансформация позволила ей почувствовать себя натурщицей художника, чьи жизни так рано и трагически оборвались.

Хочу рассказать еще об одной технологической особенности сканера: при вертикальном сканировании лица удлиняются, а при горизонтальном, наоборот, сжимаются. В некоторых работах я эту вытянутость или сплюснутость сглаживаю в «Фотошопе», а порой намеренно оставляю. Так, в портрете «Алла и Модильяни» лицо вытянуто, и это сделано специально — этим я хотела уйти от фотографической протокольности и приблизиться к живописной манере художника.

А в двойном портрете моих коллег — замечательных фотографов Александра Китаева и Владимира Вяткина — сканер при съемке был в горизонтальном положении. Поэтому лица, наоборот, получились чуть сжатыми по вертикали(илл. 5). Кстати, обратите внимание и на блики в глазах: они не точечные, как обычно бывает при съемке с лампами накаливания или со вспышкой, а узкие и широкие — это тоже специфическая особенность сканирующей лампы. Конечно, я могла устранить этот огрех в программе Photoshop, но специально оставила их такими, чтобы придать портрету немного шаржевый и шутливый подтекст.

В искусстве есть немало примеров, когда художники брали работы современников или уже ушедших классиков и делали с ними разные художественные эксперименты (Пикассо, Параджанов и др.). Думаю, и для современных фотографов это возможный путь повышения профессионального мастерства, который впоследствии может помочь им выйти на свою тему и изобразительную стилистику.

 

5. Александр Китаев и Владимир Вяткин (скан-портрет)

 

6. Галя и плакат «Не болтай!»

 

А порой сам материал диктует формы выражения и пластическое решение образа. Так получилось с работой «Не болтай» (илл. 6). Моя подруга Галина, фотограф и психолог по основной профессии, охотно согласилась на этот творческий эксперимент, подыграв мне и преобразившись в героиню агитационных плакатов эпохи соцреализма.

Красная косынка, повторение жеста и мимики с плаката, а также небольшая постобработка в «Фотошопе», где я смонтировала скан-портрет и репродукцию открытки, преобразовали этот изобразительный ремейк в новый драматургический женский образ.

В портрете «Сергей Головач в двух ипостасях» (илл. 7) я экспериментировала с цветом и с пластикой лица. Дуализм образа возник из идеи соединить в единое изобразительное пространство два портрета одного человека, один из которых был отзеркален и переведен в черно-белую тональность, а потом тонирован в сепию. Композиционным объединительным элементом стали руки музыканта, взятые из другой фотографии, сделанной цифровой камерой. Получилось, будто оба моих героя слушают музыку и оба ею наслаждаются.

…Вообще-то, трудное это дело и не всегда возможное — пытаться самому автору сформулировать свои задумки и идеи в логический вербальный текст или их озвучить. Но это бывает и полезно, так как позволяет четче понять и сформулировать свой замысел, а затем, с помощью изобразительных средств фотографии, перевести вербальный текст в визуальную плоскость фотографии.

В последнее время меня все больше творчески напрягал и не удовлетворял пластический рисунок в моих скан-портретах, главным образом — отсутствие полутонов и рефлексов на лицах. Ведь технические особенности прохождения лампы в сканере не позволяют менять световой рисунок на изображении. Но кажется, я уже нащупываю способ ухода от этой «пластилиновости» лиц. Надеюсь, скоро в моих новых портретах я смогу создавать желаемую свето-тональную градацию и мои работы обретут новую стилистическую направленность.

 

7. Портрет Владимира Вяткина в стиле Карша

 

8. Сергей Головач в двух ипостасях (скан-портрет и фотография)

 

«Портрет Владимира Вяткина в стиле Карша» — это своеобразный фотографический оммаж классику мировой фотографии Юсуфу Каршу. Я многому научилась и учусь до сих пор у этого выдающегося фотографа-портретиста. Цитаты из его книги «Портфолио Карша» можно использовать как учебное и практическое руководство по портретной съемке. Особенно актуальны его мысли и советы в наши дни, когда теряется профессионализм работы со светом, а жанр студийного портрета все более смещается в гламурную стилистику, в которой лица залиты плоским светом, и в портретах исчезают камерность, индивидуальность и психологизм.

 

Ю. Карш о фотографии:

— Сходство само по себе не ведет к успеху. Если, глядя на мои портреты, вы узнаете об изображенных на них людях что-нибудь более значительное, если они помогут вам разобраться в своих чувствах относительно кого-нибудь, чья работа оставила след в вашем мозгу, если вы взгляните на фотографию и скажете: «Да, это он» и при этом узнаете о человеке что-то новое — значит это действительно удачный портрет.

— Смотрите и думайте до открытия затвора. Главные части фотоаппарата — это сердце и голова фотографа.

— В каждом человеке спрятана тайна, и моя задача — открыть ее. Это открытие произойдет, если оно вообще произойдет, в ничтожно малый интервал времени. Человек может каким-нибудь непроизвольным жестом, блеском глаз или как-нибудь еще сбросить маску, которая отгораживает каждого из нас от внешнего мира. В этот интервал времени фотограф должен успеть сделать свою работу — или он проиграл.

— Бывают очень короткие промежутки времени, когда все внутреннее богатство человека проявляется в его глазах, в жестах рук, в позе. Это момент для фотографа — мимолетный «момент истины».

— В фотографии наука и искусство соединяются.

В заключении статьи хочу дать несколько практических советов тем, кто захочет самостоятельно заняться сканографией:

• Не выкладывайте предметы (особенно с жесткой или острой поверхностью) прямо на стекло сканера — на первых порах по неосторожности вы можете его поцарапать или даже разбить. Используйте другое стекло, чуть большего размера, расположив его сверху. Чем тоньше стекло, тем лучше, так как дополнительное стеклянная среда снижает резкость изображения (оптимальная толщина — 2 мм).

• Чаще вытирайте пыль со стекла мягкой тряпкой или салфеткой, смоченной средством для мытья стекол, в противном случае на техническую ретушь затратите много времени. Правда, ретушировать на компьютере значительно проще и быстрей, чем в аналоговой фотографии (знаю это на собственном опыте, поскольку в студенческие годы подрабатывала ретушированием в фотоателье). Но все равно, лучше избегать лишней пыли.

• Сканируйте изображение с большим разрешением (400–600 dpi), тогда качество изображения при увеличении для печати выставочного формата (30×40 или 50×70 см) не ухудшится.

• Если хотите получить черный фон, не закрывайте крышку сканера и погасите верхний свет. Если работа происходит днем, зашторьте окна плотной материей или черной бумагой.

• А еще можно накрывать предметы сверху различными тканями, салфетками и платками. Чем ткань тоньше и прозрачней, тем больше иллюзия глубины пространства. Используйте зеркала и другие подручные материалы: лампы, фонарики, лучи солнца из окна — для дополнительной подсветки стеклянных предметов.

Эти советы, надеюсь, вам пригодятся, но все-таки напомню, что главное в фотографическом творчестве — не технические знания и композиционные правила (хотя они, несомненно, важны, особенно на первом этапе овладения мастерством), а понимание того, что фотографирует не камера, а человек. Фотоаппарат или сканер — это лишь инструменты, с помощью которых можно выразить свое отношение к природе, к людям, к предметам. Поэтому старайтесь подключать к процессу фотографирования ваши чувства, мысли и переживания; и чем глубже, нетривиальней и интересней они будут, тем эмоциональнее, выразительнее и интереснее получатся ваши работы.

Творческих успехов, коллеги!

Портреты-сканограммы: когда главный персонаж творчества — человек
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить