Стив Шапиро. Проживая Америку

В московском Центре фотографии имени братьев Люмьер в начале 2013 года прошла ретроспективная выставка американского фотографа Стива Шапиро «Проживая Америку». В лихие 1960-е Шапиро объехал всю Америку от побережья до побережья, чтобы запечатлеть людей, их жизнь и осветить волновавшие их вопросы. Его фотоочерки публиковались в таких изданиях, как Life, Time, Rolling Stone, Sports Illustrated, People, Newsweek и Vanity Fair.

Фото: Стив Шапиро

Благодарим Ольгу Коровкину за помощь в подготовке публикации,

Благодарим Центр фотографии имени братьев Люмьер 
за предоставленные для публикации снимки.

 

1. Боб Мэки и Рэй Аджиан. Манекены поп-див, Лос-Анджелес. 1974

 

Шапиро ставил перед собой задачу сделать портрет эпохи, показав в этом временном срезе знаковых личностей и простых людей, которые позднее явили собой новое поколение Америки. В экспозицию выставки вошло более 100 работ того периода, затрагивающих главные события в социально-политической и культурной жизни США и посвященных таким темам, как гражданское высказывание, портреты икон художественной и музыкальной сцены, а также жанровая стрит-фотография 60-х.

Шапиро был вхож в разные социальные круги, в его объектив попадали и гарлемские наркоманы, и голливудские знаменитости. Несмотря на такую тематическую дифференциацию, каждая его работа — это точно выверенная композиция и идеальный баланс черного и белого.

Карьера Шапиро началась в 1961 году, во времена так называемого «золотого века фотожурналистики». Шапиро, будучи документалистом и в то же время активистом, удалось запечатлеть возникновение и расцвет движения хиппи, протесты против войны во Вьетнаме, митинги Движения за гражданские права чернокожих в США, в том числе Марш Сельма — Монтгомери за равные избирательные права и Марш на Вашингтон (1963), во время которого Мартин Лютер Кинг младший произнес свою знаменитую речь «У меня есть мечта». Позднее Шапиро был первым фотографом на месте убийства Мартина Лютера Кинга — именно его легендарные фотографии этой трагедии облетели весь мир.

 

2. Предвыборная кампания Роберта Кеннеди, Калифорния. 1966

 

Все это делает фотографию Стива Шапиро невероятно актуальной для сегодняшней России, ведь именно в те далекие 60-е в США слагалось равноправное гражданское общество. Люди отстаивали свою позицию, прибегая исключительно к методам ненасильственного сопротивления, влияли и в конечном счете меняли историю своей страны.

Не обошел Шапиро и бурлящей художественной сцены того времени: в экспозиции — портреты Фрэнсиса Бэкона и Рене Магритта, Роберта Раушенберга и Класа Ольденберга. Он в буквальном смысле документировал жизнь студии Энди Уорхола «Фабрика», работал над множеством проектов с Барбарой Стрейзанд и Дэвидом Боуи, создал знаменитые портреты Рэя Чарльза, Фрэнка Синатры, Саймона и Гарфанкела, Тины Тернер и Ива Монтана. Именно ему удалось уловить характер и особую харизму таких прославленных актеров и режиссеров, как Дастин Хоффман, Роберт Де Ниро, Кэтрин Хепберн и Миа Фэрроу, Фрэнсис Форд Коппола, Мартин Скорсезе, Вуди Аллен и Роман Полански. Его «героями» были Жаклин Кеннеди Онассис, Мухаммед Али, Роберт Кеннеди, Труман Капоте и Сэмюэль Бекетт.

Отдельный зал выставки «Проживая Америку» был посвящен спецпроекту «Крестный отец. Семейный альбом», в который вошли цветные фотографии Стива Шапиро, сделанные во время съемок легендарной трилогии Копполы. Помимо узнаваемых образов — Марлон Брандо с кошкой, умирающий Пачино и знаменитый «шепот», в экспозицию вошли фотографии никогда ранее не публиковавшиеся.

Работы Стива Шапиро находятся в коллекциях Smithsonian Institution (Вашингтон), High Museum of Art (Атланта), Национальной портретной галерее (Вашингтон). Персональные выставки Шапиро недавно прошли в Лос-Анджелесе (Fahey/Klein Gallery), Амстердаме (Wouter van Leeuwn Gallery), Лондоне (Hamiltons Gallery) и Париже (Gallerie Thierry Marlat). Его фотоальбомы выпускали издательства Taschen, Arena Editions и PowerHouse Books.

 

3. Барбра Стрейзанд с жемчужной сережкой. Лос-Анджелес. 1960-е

 

Отрывки из интервью со Стивом Шапиро

— Когда я начинал работать, это время называлось «золотой век журналистской фотографии». Если у вас были идеи, вы всегда могли найти журнал, который бы вас нанял, оплачивал ваши расходы, чтобы вы создали историю. Теперь такого не происходит — сейчас гораздо более тяжелое время для молодых фотографов, трудно найти место, где их работа была бы нужна. И если вы не видите, что ваши работы нужны, это немного обескураживает.

Есть две самые важные вещи в фотографии. Одну из них я постоянно повторяю: каждый видит объект по-особенному, мы все видим окружающий мир по-своему. Например, есть три фотографа, которые видят мир одинаково, но фотографии у них получаются абсолютно разные. Все они известные фотографы, но в то же время они абсолютно разные, потому-то у каждого из этих фотографов своя точка зрения.

Для молодого фотографа важно развивать свой способ видения, особенность смотреть на вещи. И другая важная деталь — это снимать то, что вас волнует, потому что, если вы переживаете за своих героев, эмоционально вы вовлечены в то, что вы делаете.

Еще одно важное замечание: цифровая фотография позволяет видеть фотографии сразу после щелчка затвора. И вы должны посмотреть на то, что вы сфотографировали, и спросить себя: как я могу это сделать лучше? Что я могу сделать, чтобы это фото стало особенным? Как мне добавить в нее больше эмоций? Я должен чувствовать того, кого я фотографирую, чувствовать его душу…

 — Джон Кеннеди был из тех, кто вызывал у меня наибольшее уважение. И он был очень обожаемой персоной. Для него было очень важно было чувствовать себя президентом, потому что по нему было видно: он может изменить направление развития страны, чтобы создать государство, которое по-настоящему заботится о гражданах и обо всех своих людях.

И это не было стремлением к деньгам или власти и не было удовлетворением своего эго. Он не хотел сказать: «Эй, я президент США, или я стремлюсь быть президентом США». Это было что-то гораздо большее: он ощущал, что он хочет помочь людям, что он хочет сделать мир лучше и сделать лучше страну, сделать ее более заботливой к людям, которым нужна поддержка и нужно больше помощи, чем они получают сейчас. Я хотел с помощью фотографий показать, как его любят люди, как люди заботятся о нем, потому что я знал: он заботится о них…

 — Иногда ты встречаешь людей, которые не хотят, чтобы их фотографировали. Им приходится соглашаться, потому что все пиарщики говорят, что это хорошо. Я работал с одним известным писателем, его звали Роббер Лоуэлл, он известный американский поэт. А я делал историю для журнала
Life. Я могу сказать, что ему хотелось быть в журнале Life, но в то же время он был таким пафосным, что идея быть напечатанным в Life казалась ему не такой хорошей. Он ни разу не предложил мне чашки кофе, а я работал с ним шесть или семь дней в его доме, и в этом доме мне ни разу не предложили ни чашки кофе ни чего либо еще! Вы можете сказать, что он делал это просто потому, что был обязан.

 — Мне приходилось работать с людьми, действовавшими на меня расслабляюще, я мог с ними веселиться, это было своего рода приключение. И если вам повезет — такая работа превращается в сотрудничество. Одним из таких людей был Стив Мартин.

Я делал постер для фильма Parenthood. Я купил огромный диван — такой, чтобы все могли на него поместиться, а Стив должен был стоять во время съемки. Стив спросил меня: «Что если я буду держать детей вверх ногами?». И это стало постером! Иногда сотрудничество с талантливыми людьми очень помогает, они приходят к тебе с идеями которые лучше чем твои.

 — Я работал с Вуди Алленом над фильмом «Все, что вы всегда хотели знать о сексе». Это было забавно, потому что были забавны все ситуации, все герои были забавны, а также весь фильм был очень расслабленным и забавным.

 — Дастин Хофман. Замечательно в Дастине то, что у него чудесное чувство юмора и он всегда расслаблен, он все время шутит, с ним приятно проводить время. 

— Я вырос в Нью-Йорке. Подростком я каждые выходные посещал Музей современного искусства и Музей Метрополитен. Там была картина Веласкеса, на ней изображен старик, на которого я любил смотреть каждую неделю. Я всегда любил рисовать. Из современных художников мне нравятся Фрэнсис Бейкон и Люсьен Фрейд.

 — Многие фотографы любят Роберта Франка за книгу The Americans, за ее сильные эмоциональные фотографии. Он вдохновил целое поколение фотографов, включая меня.

Мне нравится Анри Картье-Брессон за его умение поймать решающий момент, который я также пытался повторить.

Ирвин Пенн, чьи фотографии очень стильные, они передают тебе чувства людей, которых он снимал.

Уокер Эванс и Доротея Ланг, создавшие сильные образы Америки периода Великой депрессии 1930-х годов.

 — Я не очень хорошо знаю о современной русской фотографии. Я знаю Родченко. Все знают Родченко! И мне нравится то, что он сделал стилистически со всеми его углами и т. п.

 

4. Дастин Хоффман и режиссер Боб Фосс, Майaми. 1981

 

5. Труман Капоте с кошкой, Холкомб, Канзас. 1967

 

6. Энди Уорхол, Эди Седжвик и окружение, Нью-Йорк. 1965

 

7. Рене Магритт, Музей современного искусства, Нью-Йорк. 1965

 

8. Девушки под мостом, Кони-Айленд, Нью-Йорк. 1960

 

9. Женщина с пуделем в салоне красоты, Нью-Йорк. 1961

 

10. Вуди Аллен с муравьем на поводке

 

КАК СНИМАЛИ МЭТРЫ. Ирвинг Пенн

КАК СНИМАЛИ МЭТРЫ. Ирвинг Пенн

Фотохудожники1 год назад
КАК СНИМАЛИ МЭТРЫДрузья, мы бы хотели вас познакомить с одним из 10 лучших фотографов по версии журн...
Фотограф Август Зандер: правда со временем не тускнеет…

Фотограф Август Зандер: правда со временем не тускнеет…

Фотохудожники4 года назад
На биеннале «Мода и стиль в фотографии» Мультимедиа Арт Музей в этом году показал знаменитого Август...
Фотограф Тим Флэк: «Важно видеть, а не просто смотреть»

Фотограф Тим Флэк: «Важно видеть, а не просто смотреть»

Фотохудожники1 год назад
Тим Флэк (Tim Flach) — фотограф и фотохудожник. Он родился, живет и работает в Лондоне, но его, без ...
Фотороман с Владимиром Вяткиным

Фотороман с Владимиром Вяткиным

Фотохудожники1 год назад
Мой фотороман с Володей Вяткиным начался давно. Еще в ту пору, когда я заведовала фотослужбой в журн...
Игорь Гаврилов. 40 лет в 52 кадрах

Игорь Гаврилов. 40 лет в 52 кадрах

Фотохудожники2 года назад
Вместе с Игорем мы отобрали из его огромного архива 50 кадров, сделанных им в самые разные периоды ж...
Максимы Сергея Максимишина

Максимы Сергея Максимишина

Фотохудожники1 год назад
Сергей Максимишин энергично ведет занятие курса фотожурналистики. Тема занятия — фотоистория о челов...
КАК СНИМАЛИ МЭТРЫ. Юджин Смит

КАК СНИМАЛИ МЭТРЫ. Юджин Смит

Фотохудожники2 года назад
Представляем вам серию работ Юджина Смита «Моя дочь Джуанита», опубликованную 21 сентября 1953 года ...
КАК СНИМАЛИ МЭТРЫ

КАК СНИМАЛИ МЭТРЫ

Фотохудожники1 год назад
Один из самых известных портретов - фото Уинстона Черчилля. Его сделал фотограф Юсуф Карш в своем уз...
Фронтовые снимки Андрея Стенина: присутствие фотографа, может быть, спасало им жизни...

Фронтовые снимки Андрея Стенина: присутствие фотографа, может быть, спасало им ж...

Фотохудожники4 года назад
Наш коллега Андрей Стенин погиб 6 августа во время военных действий на Восточной Украине. К сожалени...
Вадим Гиппенрейтер — наше все

Вадим Гиппенрейтер — наше все

Фотохудожники6 лет назад
К Вадиму Гиппенрейтеру собиралась словно на первое свидание: волновалась, нервничала, опаздывала. Мы...
Мария Ионова-Грибина: смотреть и видеть, искать и находить

Мария Ионова-Грибина: смотреть и видеть, искать и находить

Фотохудожники3 года назад
Фотограф Мария Ионова-Грибина родилась и выросла в Москве, училась на художника, но уже более десяти...
КАК СНИМАЛИ МЭТРЫ. Сэм Шейр

КАК СНИМАЛИ МЭТРЫ. Сэм Шейр

Фотохудожники2 года назад
6 мая 1937 года после 77-часового перелета через Атлантику огромный дирижабль «Гинденбург» летел к м...
Геннадий Копосов: на взлете талант никому не подражает

Геннадий Копосов: на взлете талант никому не подражает

Фотохудожники4 года назад
В Библии сказано: «вначале было слово»… Не цитирую дальше, поскольку было не слово, а слова. Словами...
Галерея Вильгельма Михайловского: Фотография — естественное продолжение меня самого

Галерея Вильгельма Михайловского: Фотография — естественное продолжение меня сам...

Фотохудожники6 лет назад
Вильгельм Михайловский родился в 1942 году. Фотограф, свободный художник. Живет в Риге (Латвия). С 1...
Фотограф Вивиан дель Рио: я - режиссер собственного мира

Фотограф Вивиан дель Рио: я - режиссер собственного мира

Фотохудожники1 год назад
Фотография для меня — возможность наблюдать и удивляться, но, по большому счету, возможность смирить...
Стив Шапиро. Проживая Америку
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить