Фотограф Вивиан дель Рио: я - режиссер собственного мира

Фотография для меня — возможность наблюдать и удивляться, но, по большому счету, возможность смириться с этим миром, найти в нем какие-то привлекательные моменты и сложить из них свою мозаику. Каждый раз удивительно, что кому-то созданный мною мир близок, что люди находят в нем что-то созвучное их мыслям и чувствам, и это не может не радовать.

Текст и фото: Вивиан Дель Рио

1. «Графика». Москва. Декабрь, 2011

Цвет повсюду, его просто надо увидеть

Сразу должна признаться в том, что я очень ленивый художник. Вместо того, чтобы натягивать холсты, выдавливать краски, я просто беру фотоаппарат, нажимаю на кнопочку — и сразу получаю результат. Я очень люблю прогресс, все, что придумано такими же ленивыми людьми, как я: посудомоечные и стиральные машины, роботы-пылесосы и прочие компьютеры — сколько времени освобождается, только снимай! Я так и делаю. Особенно когда светит солнце, тогда краски окружающего мира становятся особенно яркими, а для меня это очень важно. Я выхожу на улицу и прохожу иногда до двадцати километров в день в поисках удачных кадров. Стараюсь, чтобы камера была всегда с собой, даже если иду в аптеку или на деловую встречу.

Все, видимо, началось с того, что меня в бессознательном возрасте увезли на Кубу. Там я незаметно для себя и окружающих полюбила яркие сочетания цветов и потом постоянно их использовала в своих работах: и когда писала картины, и в иллюстрациях для журналов, а теперь и в фотографии. Причем я научилась находить цветное в любом месте, куда бы ни попала: и в Москве, и в Иркутске, и в Ростове-на-Дону, и много где еще. Поначалу люди удивлялись и никак не могли поверить, что в их городах есть такое.

С самой первой своей выставки я слышала вопросы про обработку и «Фотошоп», но потом все привыкли, особенно после того, как я начала преподавать в Школе визуальных искусств курс «Цвет в фотографии». Там и на выездных мастер-классах я учу других видеть цвет. Оказалось, что многие его не видят, потому что просто-напросто не обращают внимания, для большинства важнее сюжет, литературная сторона. Но если задуматься, понимание происходящего приходит только после того, как мы что-то увидели и почувствовали. Но я считаю, что в фотографии важно абсолютно все: и сюжет, и композиция, и цвет.

Я не стану фиксировать самый что ни на есть потрясающий сюжет, если не увижу картину целиком. То есть с фотоаппаратом в руках я все равно остаюсь художником и решаю прежде всего художественные задачи. Например, я стараюсь очень бережно относиться к плоскости, потому как она двумерна, а то изображение, которое на ней появляется, — всего лишь иллюзия трехмерности. Поэтому я выстраиваю пространство в кадре таким образом, чтобы получилась сцена, на которой происходит действие. Мне важно, чтобы история, которую я фиксирую, умещалась в одном кадре и не оставалось даже намека на то, что за его пределами что-то есть. Каждый кадр для меня — законченное произведение. Другой кадр — другая история. Видимо, поэтому я занимаюсь именно уличной фотографией, а не репортажем или журналистикой, где надо транслировать событие, рассказывать о том, что происходит в мире, в стране. А я — режиссер своего собственного мира, несмотря на то, что натура вполне документальна и реалистична.

Фотограф Вивиан дель Рио

Вивиан дель Рио — художник, дизайнер, фотограф, член Московского союза художников и Союза фотохудожников России. Родилась в Москве. Детство провела с родителями на Кубе. Образование получила в Московском полиграфическом институте на художественном отделении по специальности художник-график. ОкончилакурсFine Artв Carmarthenshire College of Technology and Art (Великобритания)каквольнослушатель.Занимается фотографией, живописью, иллюстрацией, дизайном. Автор книг «Бессознательная живопись», «Озеленение» и «Habana + Москва». Ее работы неоднократно выставлялись на персональных и групповых выставках. Живет и работает в Москве.

Гавана плюс Москва

Меня часто обвиняют в том, что совершенно непонятно, где сняты мои фотографии. Они могут быть с одинаковым успехом из Парижа, Берлина, Москвы или Кубы. Именно на этом я и построила только что вышедшую в издательстве «ФотоКарта» книгу «Habana + Москва». Мне кажется, что совершенно не важно, что, где и чем снимает человек, — важна личность, важно то, что именно он хочет сказать окружающим. Важен субъективный взгляд каждого отдельного человека, фотографа. Книга построена на сопоставлении двух родных для меня городов: в одном я родилась и прожила всю сознательную жизнь, в другом только ранее детство. Я смотрю, сравниваю, анализирую и нахожу, что проявления жизни в двух столицах чрезвычайно схожи и что люди есть люди, только условия, в которые они попадают, разные.

Тут приведу один эпизод, который я наблюдала в Англии: на платформе стояли очень чопорные мужчины и женщины, ждали поезда. Но неожиданно подали состав, в котором оказалось гораздо меньше вагонов, чем обычно. Что случилось с англичанами? Они мгновенно преобразились: толкаясь и злясь, полезли занимать места. Обстоятельства изменились — и тут же поменялось поведение, изменились люди. А в обстоятельства можно записать и глинистые почвы, и слишком высокую влажность, восемь месяцев зимы, палящее солнце… и много чего еще.

Фотография — возможность наблюдать и удивляться

Недавно я оказалась в городе, где не была лет пять и очень плохо ориентировалась. Но с удивлением обнаружила, что вот этот дом я снимала, и этот, и эту будку, и это окно… И по таким «засечкам» я добралась до нужного места. Получается, что фотография — это не только доказательство существования: «я здесь был, я это видел», но и возможность фиксировать, запоминать такие детали, которые в обычной жизни остаются незамеченными. Это как дополнительная память. Когда я рассматриваю свои снимки, я вспоминаю, с кем, когда и где они были сделаны, а иногда даже запахи, звуки и слова. Кроме того, я получаю возможность рассмотреть мельчайшие подробности, которые мистическим образом начинают рифмоваться и добавлять дополнительные смыслы изображению.

Я очень рада, что наконец изобретен цифровой фотоаппарат, который меня совершенно не ограничивает в количестве кадров: мне не нужно беспокоиться, что я что-то испорчу или у меня закончится пленка. Для меня это своего рода свобода, когда мне не надо думать о материале, а есть возможность полностью погрузиться в наблюдение и созерцание.

2. «Переход» из серии «Братья и сестры наши меньшие». Москва. Сентябрь, 2008

Конечно, занятие фотографией очень сильно изменило не только мою жизнь, но и характер. Я стала гораздо уверенней в себе, даже наглее. Мне стало намного проще общаться с незнакомыми, а в итоге и со знакомыми людьми. Я вырвалась из дома, стала много путешествовать, увидела такие места, куда бы я ни за что не поехала без фотоаппарата. Я стала сверхнаблюдательной, и у меня развилась быстрота реакции. И я очень довольна, что все это со мной произошло, происходит и, надеюсь, будет происходить в будущем.

3. Школьники младших классов. Гавана. Куба. Февраль, 2014

Конечно, занятие фотографией очень сильно изменило не только мою жизнь, но и характер. Я стала гораздо уверенней в себе, даже наглее. Мне стало намного проще общаться с незнакомыми, а в итоге и со знакомыми людьми. Я вырвалась из дома, стала много путешествовать, увидела такие места, куда бы я ни за что не поехала без фотоаппарата. Я стала сверхнаблюдательной, и у меня развилась быстрота реакции. И я очень довольна, что все это со мной произошло, происходит и, надеюсь, будет происходить в будущем.

4. «Взгляд». Девушка в общественном транспорте. Гавана. Куба. Февраль, 2014

5. Школьники у закусочной. Гавана. Куба. Февраль, 2014

6. «Взгляд» из серии «За стеклом». Москва. Октябрь, 2008

7. Зеленая стена. Гавана. Куба. Февраль, 2014

8. Уличная попрошайка. Гавана. Куба. Февраль, 2014

9. «Время пришло» из серии «Мужчины в розовом цвете». Москва. Апрель, 2008

10. Рабочий полдень. Гавана. Куба. Февраль, 2014

11 «Что же там за Москвой?». Москва. Июнь, 2013

12. «С новым годом, с новым счастьем». 1 января 2013 г. Москва. Красная площадь.

КАК СНИМАЛИ МЭТРЫ

КАК СНИМАЛИ МЭТРЫ

Фотохудожники1 год назад
Один из самых известных портретов - фото Уинстона Черчилля. Его сделал фотограф Юсуф Карш в своем уз...
Кирилл Овчинников: жизнь — непрерывная череда мгновений

Кирилл Овчинников: жизнь — непрерывная череда мгновений

Фотохудожники4 года назад
Кирилл Овчинников — российский художник, дизайнер, журналист, профессиональный фотограф. Родился, жи...
Фотограф Ман Рэй: дадаист, сюрреалист и модный портретист

Фотограф Ман Рэй: дадаист, сюрреалист и модный портретист

Фотохудожники4 года назад
Модернистский художник Эммануэль Радницкий, более известный как Ман Рэй, родился в Филадельфии (США)...
КАК СНИМАЛИ МЭТРЫ. Юджин Смит

КАК СНИМАЛИ МЭТРЫ. Юджин Смит

Фотохудожники2 года назад
Представляем вам серию работ Юджина Смита «Моя дочь Джуанита», опубликованную 21 сентября 1953 года ...
Алексей Мякишев: фотографии как голуби — снял и выпустил…

Алексей Мякишев: фотографии как голуби — снял и выпустил…

Фотохудожники1 год назад
Алексей говорил, а я старалась его не перебивать. Думаю, что и читателям важно прислушаться к его не...
Классный дедушка: Марк Марков-Гринберг - советский фотограф

Классный дедушка: Марк Марков-Гринберг - советский фотограф

Фотохудожники6 лет назад
Марк Борисович Марков-Гринберг (7 ноября 1907, Ростов-на-Дону — 1 ноября 2006, Москва) — советский ф...
Георгий Петрусов — метод  длительного наблюдения

Георгий Петрусов — метод длительного наблюдения

Фотохудожники5 лет назад
Думаю, Георгий Петрусов особенно интересен живущим сегодня. Не только тем, что это был Мастер с боль...
Игорь Гаврилов. 40 лет в 52 кадрах

Игорь Гаврилов. 40 лет в 52 кадрах

Фотохудожники2 года назад
Вместе с Игорем мы отобрали из его огромного архива 50 кадров, сделанных им в самые разные периоды ж...
Дмитрий Бальтерманц: «каждый из нас фотограф, каждый второй — Бальтерманц...»

Дмитрий Бальтерманц: «каждый из нас фотограф, каждый второй — Бальтерманц...»

Фотохудожники4 года назад
Уверен, сейчас не найдется и человека, который бы помнил эти незатейливые слова, который распевали «...
Миссис Кэмерон: без суетливой повседневности

Миссис Кэмерон: без суетливой повседневности

Фотохудожники1 год назад
В московском Мультимедиа Арт музее демонстрируется выставка фотографий легендарной Джулии Маргарет К...
Фотограф Павел Кривцов

Фотограф Павел Кривцов

Фотохудожники4 года назад
Те, кто знают Пашу Кривцова «не очень», никогда не согласятся с моим сравнением его с айсбергом. Сра...
Дикий мир Сергея Горшкова. часть 2

Дикий мир Сергея Горшкова. часть 2

Фотохудожники2 года назад
Я еще слишком молод для выводов о собственном творчестве и мне рано подводить итоги. Я еще учусь и с...
Сергей Пономарев: «Я меняюсь, меняется и моя фотография»

Сергей Пономарев: «Я меняюсь, меняется и моя фотография»

Фотохудожники5 лет назад
Сергей предпочитает обычному отдыху экстремальный, например, проехать автостопом с пленочной камерой...
Фотограф Лев Шерстенников: самоотчет о непотерянном времени

Фотограф Лев Шерстенников: самоотчет о непотерянном времени

Фотохудожники4 года назад
Самоотчет. Таким словом в Выборгском фотоклубе называли маленькую персональную выставку, которую ты ...
КАК СНИМАЛИ МЭТРЫ. Филипп Халсман

КАК СНИМАЛИ МЭТРЫ. Филипп Халсман

Фотохудожники2 года назад
Сегодня в рубрике мы хотели бы познакомить вас с Филиппом Халсманом и его знаменитой серией фото зна...
Фотограф Вивиан дель Рио: я - режиссер собственного мира
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить