Фотограф Август Зандер: правда со временем не тускнеет…

На биеннале «Мода и стиль в фотографии» Мультимедиа Арт Музей в этом году показал знаменитого Августа Зандера. Некоторые зрители недоумевали: «Какое отношение Зандер имеет к моде и стилю»? Возможный ответ на этот вопрос: Зандер — настолько крупная, системообразующая фигура в истории фотографии, что, очевидно, он имеет отношение ко всему на свете.

Текст: Ирина Толкачева; Фото: Август Зандер.

Благодарим Мультимедиа Арт Музей за предоставленные для публикации фотографии.

Август Зандер. Нотариус, 1924

Напечатано Гунтером Зандером в 1980 г.

© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013 
Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

 

Снимки Зандера полны деталей, интересных для рассматривания. По ним вполне можно судить о моде, материальной культуре, считывать язык тела, бесконечно интерпретировать выражения лиц, задумываться о характерах и судьбах. Экономика, мораль, психология, образ и условия жизни, комфорт и достаток, нищета и болезнь, беспечность и заботы, самолюбование и робость, отдельная личность и группа, — фотографии Зандера содержат множество объектов для изучения и интерпретации.

Мода и стиль также в их числе. Зритель может ждать от искусства удовлетворения различных эмоциональных и эстетических потребностей, произведение художника может восхищать, возмущать или оставлять равнодушным, но у Зандера мы имеем дело не с эмоциями, а с информацией. Информация, поданная объективно, всегда имеет ценность, независимо от чьих-либо настроений или предпочтений.

Первая половина XX века была временем, когда фотография намечала пути, по которым пошло ее дальнейшее развитие. Расцвет иллюстрированной прессы способствовал разработке принципов репортажа — яркого и убедительного рассказа о событиях и личностях. Авангардисты предлагали посмотреть на привычные вещи под новым углом, в ракурсе, так, как до этого не приходило в голову смотреть никому, кроме фотографа, который со своей малоформатной камерой движется в ритме современной жизни — вверх, вниз и по диагонали.

Американские пуристы из группы f/64 утверждали новые каноны красоты — чисто фотографической, не принимающей стандартов живописи и скульптуры, но и не противоречащей им принципиально. Фотография искала и находила себя, свой особый язык, философию, отношение к реальности и символу. Зандер пытался получить от фотографии то, что считали ее неотъемлемым качеством еще в XIX веке: клиническую, протокольную объективность.

 

Август Зандер. Художник Антон Рэдершайдт и его жена Марта Хегеманн, около 1925

Напечатано Гунтером Зандером в 1974 г.

© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013
Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

 

Opus Magnum Августа Зандера — проект «Люди XX века» охватывает конец 1910-х — начало 1930-х годов. Он вознамерился с помощью фотографии исследовать немецкий народ — составить полный каталог своих современников «согласно существующему социальному устройству». Все немецкое общество Зандер разделил на семь групп, причем деление это весьма своеобразно, в нем видно стремление отразить все возможные подходы: профессиональный, классовый, семейный, культурный и т. п. Крестьянин, Ремесленник, Женщина, Сословия и профессии, Деятели искусства, Большой город и Последние люди.

Среди персон, сфотографированных Зандером, встречается довольно много известных деятелей искусства, культуры и общественной жизни, но фотограф не дает имен, а подписывает снимки сообразно выбранным принципам классификации: вдовец с двумя детьми, аптекарь, бродяга, преследуемый, жена архитектора.

Его персонажи — не конкретные личности, а представители видов, классов и родов. Если фотограф зафиксирует реальность максимально честно и непредвзято, не пытаясь ничего улучшить, подчеркнуть и направить интерпретацию, просто покажет все, как есть, — фотография станет идеальным инструментом, с помощью которого современники и потомки смогут сделать вывод о состоянии человечества в определенный момент истории. Как народа в целом, так и отдельных его представителей.

«Фотография может передать действительность во всей ее красоте, не скрывая при этом иногда ужасающей правды, но может и самым жестоким образом обмануть. Мы должны научиться видеть правду, открыть ее нашим современникам и передать следующим поколениям, выгодно это для нас или нет. Возможно, я, как здравомыслящий человек, слишком дерзок, что вижу вещи так, как они есть, а не так, как они должны были бы быть, но я надеюсь на прощение, потому что не могу иначе.»

Август Зандер. Секретарь на западном немецком радио в Кельне, 1931

Напечатано Гунтером Зандером в 1979 г.

© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013
Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

 

В истории фотографии наследниками Зандера традиционно называют мастеров следующих поколений, в работе которых сочетается анализ индивидуального и архетипического. Чаще всего речь идет о портрете, но не только. Обычно среди них упоминается Диана Арбус, но, на мой взгляд, Арбус роднит с Зандером, пожалуй, лишь стремление к описанию некоего явления, однако это описание не объективно, а совсем наоборот.

Сьюзан Зонтаг говорила, что Арбус, очевидно, обладает определенной авторской позицией, которую транслирует через свои портреты. Позиция же Зандера состоит в отсутствии позиции или, во всяком случае, в том, чтобы она никак не просматривалась. Призвание фотографии, согласно Зандеру, — дать объективную картину, на основании которой можно сделать объективные выводы.

Бескомпромиссная объективность может стать проблемой. Честность и прямота может быть невыгодна. В случае Зандера это сделалось очевидным очень быстро — после того, как нацисты запретили продолжение проекта без объяснения причин и постарались изъять уже реализованное.

Настоящее продолжение Зандера мы наблюдаем у современных концептуалистов, чьи бесстрастные, безэмоциональные, протокольные и скучные серии зачастую заставляют неподготовленного зрителя недоумевать и раздражаться. Мастера Дюссельдорфской школы, пейзажисты, изображающие банальные городские пространства, портретисты, такие как известный мастер Ринеке Дейкстра. Если убрать авторский голос и дать возможность свободно высказаться выбранным объектам, они начнут говорить сами за себя. И именно фотография позволит им быть услышанными.

 

Август Зандер. Цирковые работники, 1926–1932

Напечатано Гунтером Зандером в 1982 г.

© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013 
Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

 

Фотография может показать то, что невозможно обнаружить никаким иным способом, кроме как через создание визуального каталога, реестра, типологий. Проанализировав собранное, можно увидеть невидимое и сделать выводы. О сходствах и различиях, о структурах и закономерностях. Поэтому важно охватить как можно большее количество материала, описать явление целиком. «Успешный снимок представляет собой лишь предварительный шаг на пути к интеллектуальному использованию фотографии. Мне недостаточно одного-единственного снимка или двух-трех, фотография сродни мозаике, она достигает аналитического уровня только тогда, когда представлена в массе».

Зандер и его последователи заняты не красотой, добром или злом — их интересует правда. Вопрос о том, насколько объективно фотография отражает реальность, — вечный вопрос фотографии. Среди философов и аналитиков уже давно преобладает мнение, что фотографическая объективность невозможна: любая фотография, сделанная человеком, — это всегда интерпретация и культурно обусловленный продукт. Зандер в начале века все же попытался приблизиться к истине, несмотря на заведомую тщетность усилий. Всей истины о самих себе мы не узнаем. Но мы можем продолжать пытаться.

Август Зандер. Вид на остров Нонненверт, 1930

© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013 
Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

 

Август Зандер. Кондитер, 1928

Напечатано Гунтером Зандером в 1979 г.

© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013 
Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

Август Зандер. Художник (Готфрид Брокманн), 1924

Напечатано Гунтером Зандером в 1980 г.

© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013 
Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

Август Зандер. Рауль Хаусман в образе танцора, 1929

Напечатано Гунтером Зандером в 1974 г.

© Die Photographische Sammlung/SK Stiftung Kultur — August Sander Archiv, Cologne; RAO, Moscow, 2013 
Сourtesy Galerie Priska Pasquer Cologne

Максимы Сергея Максимишина

Максимы Сергея Максимишина

Фотохудожники1 год назад
Сергей Максимишин энергично ведет занятие курса фотожурналистики. Тема занятия — фотоистория о челов...
Галерея Вильгельма Михайловского: Фотография — естественное продолжение меня самого

Галерея Вильгельма Михайловского: Фотография — естественное продолжение меня сам...

Фотохудожники5 лет назад
Вильгельм Михайловский родился в 1942 году. Фотограф, свободный художник. Живет в Риге (Латвия). С 1...
Фотограф Тим Флэк: «Важно видеть, а не просто смотреть»

Фотограф Тим Флэк: «Важно видеть, а не просто смотреть»

Фотохудожники1 год назад
Тим Флэк (Tim Flach) — фотограф и фотохудожник. Он родился, живет и работает в Лондоне, но его, без ...
Борис Смелов — фотограф с безупречной репутацией

Борис Смелов — фотограф с безупречной репутацией

Фотохудожники5 лет назад
Творчество легендарного петербургского фотографа Бориса Смелова вызывает интерес у искусствоведов, к...
Фотограф Всеволод Тарасевич: сумашедшая жизнь от «Формирования интеллекта» и до «Края земли»

Фотограф Всеволод Тарасевич: сумашедшая жизнь от «Формирования интеллекта» и до ...

Фотохудожники4 года назад
Сейчас я сам в возрасте, который намного превосходит возраст Всеволода Сергеевича Тарасевича, когда ...
Вадим Гиппенрейтер — наше все

Вадим Гиппенрейтер — наше все

Фотохудожники5 лет назад
К Вадиму Гиппенрейтеру собиралась словно на первое свидание: волновалась, нервничала, опаздывала. Мы...
КАК СНИМАЛИ МЭТРЫ

КАК СНИМАЛИ МЭТРЫ

Фотохудожники1 год назад
Слышали о знаменитом фотографе Консуэле Канаге (1894—1978)? Ее жизнь неразрывно была связана с социа...
Игорь Гаврилов. 40 лет в 52 кадрах

Игорь Гаврилов. 40 лет в 52 кадрах

Фотохудожники2 года назад
Вместе с Игорем мы отобрали из его огромного архива 50 кадров, сделанных им в самые разные периоды ж...
Стив Шапиро. Проживая Америку

Стив Шапиро. Проживая Америку

Фотохудожники4 года назад
В московском Центре фотографии имени братьев Люмьер в начале 2013 года прошла ретроспективная выстав...
Фотограф Павел Кривцов

Фотограф Павел Кривцов

Фотохудожники4 года назад
Те, кто знают Пашу Кривцова «не очень», никогда не согласятся с моим сравнением его с айсбергом. Сра...
Ирвин Пенн - последний классик

Ирвин Пенн - последний классик

Фотохудожники2 года назад
В Нью-Йорке в возрасте 92 лет умер Ирвин Пенн — легендарный фотограф. XX века, внесший колоссальный ...
Обзор выставки Йозефа Куделки «Вторжение 68. Прага».

Обзор выставки Йозефа Куделки «Вторжение 68. Прага».

Фотохудожники5 лет назад
В Москве, в Центре фотографии им. братьев Люмьер, в рамках параллельной программы 4-й Биеннале совре...
Сергей Пономарев: «Я меняюсь, меняется и моя фотография»

Сергей Пономарев: «Я меняюсь, меняется и моя фотография»

Фотохудожники5 лет назад
Сергей предпочитает обычному отдыху экстремальный, например, проехать автостопом с пленочной камерой...
КАК СНИМАЛИ МЭТРЫ. Юджин Смит

КАК СНИМАЛИ МЭТРЫ. Юджин Смит

Фотохудожники2 года назад
Представляем вам серию работ Юджина Смита «Моя дочь Джуанита», опубликованную 21 сентября 1953 года ...
КАК СНИМАЛИ МЭТРЫ

КАК СНИМАЛИ МЭТРЫ

Фотохудожники1 год назад
Один из самых известных портретов - фото Уинстона Черчилля. Его сделал фотограф Юсуф Карш в своем уз...
Фотограф Август Зандер: правда со временем не тускнеет…
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить