Зачем нам два глаза? Стереофотография XIX–XX веков

Выставка «Зачем нам два глаза?» представляет профессиональную и любительскую стереофотографию с 1870 по 1930 год. На экспозиции можно увидеть оригиналы и увеличенные копии. Большую часть изображений можно также посмотреть через стереоскоп. Выставка начнет работу 17.11.2023 в музейно-выставочном центре РОСФОТО, Санкт-Петербург.

image_7

Проект обращается к трем мотивам, связанным со стереофотографией: физиологическим свойствам зрения, массовой культуре XIX века и любительской фотографии. Название выставки повторяет слоган с плаката о стереофотографии 1920 года «Зачем нам два глаза?» (в оригинале — Why do we have two eyes?). Разговор про стереоизображения — это одновременно разговор об анатомическом устройстве зрения, поскольку, задаваясь вопросом, как это работает, мы спрашиваем себя о том, как мы видим в принципе.

Вызываемая стереофотографиями иллюзия объема связана с эффектом присутствия в другом пространстве: зритель оказывается в далеких странах или за обедом в гостиной чужого дома. Это «перемещение» было особенно удивительно для современников первых стереоизображений в конце XIX — начале XX века. До изобретения «синематографа», когда дальние путешествия могли себе позволить очень немногие, стереофотография являлась важным источником впечатлений и знаний о мире и пользовалась большой популярностью.

image_8

Из архива семьи Левиных-Радловых
Неизвестный автор, Российская империя, 1910-е
РОСФОТО

Интерес публики предопределил коммерческий успех технологии на рынке: тиражные стереофотографии стали быстро распространяться повсюду, становясь «телевизором XIX века» — явлением массовой культуры. Одновременно популярность повлияла на сюжеты и визуальный канон стереофотографии — это привлекательное изображение с любопытной историей или серия на актуальную тему. Среди тематических коллекций можно найти видовые съемки, постановочные жанровые сцены, эротику и, например, зарисовки Русско-японской войны.

Новая технология ставила для фотографов новые художественные задачи: как применяются правила композиции, если мы говорим об изображении, существующем в трехмерном пространстве? Часто не слишком выразительный снимок на бумаге оживает в стереоскопе и, наоборот, интересная композиция ничего не приобретает от появившегося объема.

На противоположной стороне находится любительская стереофотография. Поскольку стереоаппаратура часто была дешевле и проще в обращении, чем профессиональная фототехника, стереокамеры пользовались большой популярностью для любительской съемки.

image_9

Оросительные каналы. Лыжники
Неизвестный автор,1910-е. Издательство "Свет"
РОСФОТО

Среди жанров любительской стереофотографии можно встретить портреты членов семьи, групповые снимки, зарисовки из повседневности. Они практически не отличаются от любительской фотографии этого времени, поскольку внимание автора фокусируется на запечатлении членов семьи для истории вместо разработки нового визуального языка и творческих экспериментов. Тем не менее среди любительской стереофотографии есть немало интересных примеров, обладающих несомненной художественной ценностью, к тому же, в отличие от тиражных изображений, они часто существуют в единственном экземпляре.

Стереофотография переживет с момента изобретения периоды спада и подъема популярности, станет во многом предвестником появления трехмерной графики в кинематографе, будет применяться в науке и медицине. Сейчас можно уверенно говорить о том, что это интереснейший период в истории становления фотографии, повлиявший на развитие ее визуального языка.

Подробнее на сайте РОСФОТО >>

Спорт в фотографии. От Родченко до наших дней.

Выставкивчера
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку — исследование феномена спорта сквозь призму фот...

Эдоардо Делилле, Джулия Пьермартири. Атлас нового мира

Выставкивчера
В рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии — 2024» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выст...

Олег Каплан. «Путь: из ХХ в ХХI век»

Выставки7 дн. назад
С 10 апреля по 2 июня 2024 года в Галерее Классической Фотографии (Москва) проходит фотовыставка Ол...

Али Алишир. В движении.

Выставки7 дн. назад
Музей современного искусства Эрарта (Санкт-Петербург) представляет выставку турецкого фотографа Али ...

Выставка «За кулисами» в Центре фотографии имени братьев Люмьер

Выставки6 лет назад
Центр фотографии имени братьев Люмьер представляет первую в России выставку многократно отмеченного ...

Александр Дымников Структуры.

Выставки3 мес. назад
Музей современного искусства Эрарта (Санкт-Петербург) представляет выставку Александра Дымникова, р...
Без смущения 2.0. Выставка американского фотографа Джока Стёржеса снова открылась в Москве

Без смущения 2.0. Выставка американского фотографа Джока Стёржеса снова открылас...

Выставки7 лет назад
Центр фотографии имени братьев Люмьер возвращает на свои стены выставку «Без cмущения» американского...

Борис Назаренко «Поток»

Выставки3 года назад
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку Бориса Назаренко — одного из самых ярких предста...

Выставка «Фотоальбом Анри Картье-Брессона. 1932–1946»

Выставки7 лет назад
Мультимедиа Арт Музей, Москва продолжает знакомить с творчеством великого французского фотографа, од...
Открытие выставки работ Александра Китаева «Город муз»

Открытие выставки работ Александра Китаева «Город муз»

Выставки6 лет назад
Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека приглашает всех желающих на торжественно...

Габриэле Галимберти «Мой личный динозавр» и «Домашняя аптека»

Выставки2 года назад
В рамках «Фотобиеннале-2022» Мультимедиа Арт Музей, Москва впервые в России представляет выставку од...

Михаил Розонов. Натурфилософия

Выставки3 мес. назад
Галерея Ruаrts (Москва) представляет выставку «Натурфилософия» – визуальную серию фотографа Михаила ...

В Москве открылся 19-й по счету Фотофорум

Выставки5 лет назад
11 апреля Фотофорум’2019 встретил первых посетителей. Одно из важнейших событий для российской фотои...

Мария Тимофеева. Память заменяет мне вид из окна

Выставки1 год назад
Московский музей современного искусства и Школа современного искусства «Свободные мастерские» предст...

Выставка Валери Белен «China Girls»

Выставки5 лет назад
В рамках XI Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2019» Мультимедиа Арт Музей...
Зачем нам два глаза? Стереофотография XIX–XX веков
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить