Сэнди Скогланд. Между воображением и реальностью.

Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку легендарной американской художницы Сэнди Скогланд, ключевой представительницы жанра tableau photography — «постановочной» или «сконструированной» фотографии. Еще в начале 1980-х годов, задолго до появления программы Photoshop, Скогланд представила миру снимки своих невероятных сюрреалистических инсталляций, которые сразу же принесли ей международную славу. 

image_11

Месть золотой рыбки © 1981 Sandy Skoglund/ Paci contemporary gallery, Брешиа / Порто-Черво, Италия

Сэнди Скогланд родилась в 1946 году в Норт-Уэймуте, штат Массачусетс. Семья художницы часто переезжала и в 1960-х некоторое время жила неподалеку от Анахайма в Калифорнии, где был открыт первый в мире тематический парк развлечений «Диснейленд». Впоследствии Скогланд не раз говорила, что яркие краски Калифорнии оказали сильное влияние на ее восприятие цвета. С 1964 по 1968 год она изучала изобразительное искусство и искусствоведение в частном женском Колледже Смит, Нортгемптон, Массачусетс и мечтала о карьере модельера или карикатуриста. В рамках студенческой программы обучения за рубежом Скогланд провела один год в Сорбонне и Школе Лувра в Париже, где увлеклась авангардным кино. В 1969-м поступила в Университет Айовы, изучала кинематографию и мультимедиа, а в 1972-м получила степень магистра изобразительных искусств в области живописи. В том же 1972 году Сэнди Скогланд переехала в Нью-Йорк и поселилась в богемном районе Сохо, считавшемся центром современного американского искусства. В этот период она начала создавать свои первые работы в области концептуального искусства. Необходимость задокументировать концептуальные идеи подтолкнула художницу к самостоятельному изучению техники фотографии. 

image_13

Микробы повсюду © 1984 Sandy Skoglund/ Courtesy: Paci contemporary gallery, Брешиа / Порто-Черво, Италия

image_14

Аксессуары © 1979 Sandy Skoglund/ Paci contemporary gallery, Брешиа / Порто-Черво, Италия

Переломным моментом в творчестве Скогланд стало лето 1977 года. Тогда художница жила в меблированном трейлере на ферме в Ремсене и проводила в нем большую часть времени, занимаясь фотографией. «Кукольный» интерьер дома, имитировавший богатое убранство, вдохновил Скогланд на создание серии фотографий «Размышления в доме на колесах». Художница запечатлела все, что окружало ее в быту: посуду, технику, снимала части собственного тела и их отражения в зеркальных поверхностях, стараясь уловить неожиданные сопоставления форм. Эта серия обозначила новый этап в творческой карьере художницы, связанный с постепенным переосмыслением принципов концептуального искусства и поиском нового художественного стиля.

В конце 1970-х годов Сэнди Скогланд окончательно отказалась от живописи в пользу фотографии. Этому способствовали интерес художницы к поп-культуре, эстетике китча и ее одержимость коммерческой фотографией. Скогланд завораживали «стерильные» изображения, создававшие образ «американской мечты». Ее внимание особенно привлекали снимки еды в глянцевых журналах и каталогах. Скогланд рассказывала, что «была поражена тем, как ловко реклама манипулировала сознанием потребителя». В серии фотографий «Натюрморты» 1978 года художница иронизирует над стратегиями создания рекламных образов. На ее снимках традиционная еда американского среднего класса превращается в декоративный объект или оптическую иллюзию. Начиная с серии «Натюрморты» тема еды становится одной из важнейших в творчестве Скогланд. По ее словам, это наиболее универсальный язык, понятный каждому. «В конце концов, едят все», — заключает художница.

image_17

Радиоактивные кошки © 1980 Sandy Skoglund/ Paci contemporary gallery, Брешиа / Порто-Черво, Италия

image_15

Свадьба © 1994 Sandy Skoglund/ Paci contemporary gallery, Брешиа / Порто-Черво,

В 1980 году Скогланд сделала одну из своих самых знаменитых фотографий «Радиоактивные кошки», в которой изобразила постапокалиптическую сцену, повествующую о жизни после атомной катастрофы. Снимок положил начало ее работе с инсталляциями и их последующей фотофиксацией. Уникальное сочетание нескольких видов искусства сделало «Радиоактивных кошек» символом направления tableau photography. На первый взгляд может показаться, что кадр выполнен с помощью Photoshop, однако в действительности ярко-зеленые животные на снимке — это скульптуры, собственноручно вылепленные художницей из глины. Специально для фотографии она изготовила 25 фигур кошек в натуральную величину и разместила их рядом с актерами, которые выполняли заранее срежиссированные действия. «В этом образе есть надежда, — говорила Скогланд в одном из своих интервью, — кошки смогли приспособиться к новым условиям, и выглядят энергичными. Однако роль людей в новом мире остается неясной, а их будущее — неопределенным».

В январе 1981 года Скогланд получила грант от Национального фонда поддержки искусств, что позволило ей купить новый объектив для широкоформатной камеры Toyo. C ее помощью художница выполнила культовую фотографию «Месть золотой рыбки» и создала сюрреалистический образ, размывающий грань между сновидением и реальностью. «Моя работа напоминает об истории Франкенштейна, в которой люди создали нечто, что вышло из-под контроля и поглотило их», — говорит художница.

image_12

Райское собрание © 1991 Sandy Skoglund/ Paci contemporary gallery, Брешиа / Порто-Черво, Италия

В 1981 году работы «Месть золотой рыбки» и «Радиоактивные кошки» были показаны на биеннале Уитни — важнейшем событии в художественном мире США, а Скогланд заняла ведущие позиции в области экспериментальной фотографии. В последующие десятилетия жанр tableau photography стал центральным в ее творчестве. Крупнейшие музеи мира специально заказывают ей инсталляции. В 1987 году фотографии инсталляции «Бриз на работе», сделанные по заказу Центра искусств Уокера в Миннеаполисе, были впервые продемонстрированы в рамках выставки «Скульптура в фотографии», а в 1989-м для выставки «Изобретение искусства», организованной парижским Центром Жоржа Помпиду, Скогланд создала инсталляцию «Лисьи игры». В июне 2000-го она закончила работу над проектом «Дышащее стекло», премьерный показ которого состоялся в нью-йоркском Музее искусства и дизайна.

Сегодня Сэнди Скогланд живет в Джерси-Сити, работает над новыми проектами и преподает фотографию в Ратгерском университете.

***

Дата проведения 22.01— 28.03.2021

Адрес: Мультмедиа Арт Музей, Москва, ул. Остоженка, д. 16

Время работы с 12:00–21:00 ежедневно,  кроме понедельника

Источник: МАММ

Эдоардо Делилле, Джулия Пьермартири. Атлас нового мира

Выставки2 дн. назад
В рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии — 2024» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выст...

Спорт в фотографии. От Родченко до наших дней.

Выставки2 дн. назад
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку — исследование феномена спорта сквозь призму фот...

Олег Каплан. «Путь: из ХХ в ХХI век»

Выставки8 дн. назад
С 10 апреля по 2 июня 2024 года в Галерее Классической Фотографии (Москва) проходит фотовыставка Ол...

Али Алишир. В движении.

Выставки8 дн. назад
Музей современного искусства Эрарта (Санкт-Петербург) представляет выставку турецкого фотографа Али ...

Мария Тимофеева. Память заменяет мне вид из окна

Выставки1 год назад
Московский музей современного искусства и Школа современного искусства «Свободные мастерские» предст...
10 лет Галерее Классической Фотографии

10 лет Галерее Классической Фотографии

Выставки3 года назад
21 апреля исполнилось 10 лет крупнейшей частной фотографической институции России – Галерее Классиче...

Сергей Борисов «Сказка о потерянном времени»

Выставки2 года назад
В рамках «Фотобиеннале-2022» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку «Сказка о потерянно...

Борис Назаренко «Поток»

Выставки3 года назад
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку Бориса Назаренко — одного из самых ярких предста...

Открывается выставка лучших фотографий 2018 года по версии Nikon

Выставки6 лет назад
С 28 сентября по 28 октября в Галерее Классической Фотографии (Москва, Саввинская наб., 23, стр. 1) ...

Выставка «Новое прошлое Тамары Стофферс»

Выставки5 лет назад
Центр фотографии имени братьев Люмьер представляет выставку работ молодой голландской художницы Тама...

Отчетная выставка лучших фоторабот Фотофакультета имени Ю.Гальперина

Выставки1 год назад
Традиционная 64-я отчетная выставка лучших работ студентов Фотофакультета имени Ю.Гальперина будет п...

Фестиваль современной фотографии «ФИКСАЖ»В ЦДХ пройдет третий фестиваль современ...

Выставки6 лет назад
С 14 по 23 сентября в Центральном Доме Художника на Крымском Валу, пройдет Третий фестиваль современ...

В Галерее Классической Фотографии пройдёт мультимедийная выставка «Валаам. Прост...

Выставки5 лет назад
С 17 декабря 2019 года по 30 января 2020 года в Галерее Классической Фотографии пройдёт мультимедийн...

Индия, которую мы не знаем. В Галерее классической фотографии откроется выставка...

Выставки2 года назад
С 20 апреля по 10 июля в Галерее классической фотографии пройдёт выставка фотографа Ананта Даса «Вос...

Дмитрий Булин «Сodex rescriptus»

Выставки2 года назад
В рамках XIV международного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале-2022» Мультимедия Арт Музей пре...
Сэнди Скогланд. Между воображением и реальностью.
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить